ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов,  остаются наедине со своими проблемами.

Что такое ЗПРР?

Задержкой психоречевого развития называется нарушение нормального психического развития, которое характеризуется проблемами с речью, мышлением, памятью, вниманием, эмоциями, поведением и движениями. У ребенка часто наблюдаются перепады настроения. Ни один из указанных выше признаков не преобладает — все они проявляются в равной степени.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: задержка психоречевого развития у детей: причины, симптомы и лечение

Ребенок с такой патологией плохо поддается обучению, не усваивает новую информацию, не способен к абстрактному мышлению и не умеет говорить, выполнять логические действия, применять знания на практике в обыденной жизни. Дети имеют проблемы с фантазией, памятью, вниманием.

Что такое ЗПРР?

ЗПРР является следствием задержки речевого развития. Родители могут заметить, что раньше у ребенка страдала только речь, которая не соответствовала возрастным нормам и отставала от них на несколько лет. В то же время интеллект, эмоции и все прочие показатели остаются нормальными. Дети понимают речь, обращенную к ним, реагируют на нее. Однако говорят редко, мало и без желания, не используя слова для общения.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как диагностируется и лечится задержка речевого развития у детей до 3 лет?

Что такое ЗПРР?

Ребенку необходимо посещать специальные занятия — в противном случае ЗРР перерастет в ЗПРР.

ЗПР и умственная отсталость – какие между ними отличия

В первую очередь следует отметить, что эти патологии достаточно схожи между собой. Однако специалисты прекрасно знают, на какие из признаков следует в первую очередь обращать внимание. Сравнение здесь проводится по целому ряду критериев, таких как:

  • восприятие,
  • мышление,
  • речь,
  • память,
  • деятельность (игровая и учебная).

Давайте рассмотрим таблицу, в которых приведены особенности данных патологий.

ЗПР и умственная отсталость – какие между ними отличия
Критерий ЗПР УО
Восприятие Недостаточная скорость, узость, проблемы со зрительной ориентировкой. Существенно замедленная скорость, узость, серьезные нарушения зрительной ориентировки.
Мышление Наглядно-действенное более развито по сравнению с наглядно-образным при полном отсутствии словесно-логического, при анализе исходного задания происходит ориентирование на внешние признаки, не придерживается инструкций, затрудненность с обобщением, рассматривают предметы, но при этом упускают детали, путаются в написании. Доминирование наглядно-действенного мышления при отсутствии прогресса с развитием абстрактного и словесно-логического, при попытках анализировать наблюдается бессистемность, такие процессы, как мышление и речь происходят, по сути, отдельно друг от друга, серьезные затруднения со следованием полученным инструкциям.
Память Снижение объема запоминания со множеством допускаемых ошибок (механическая), недостаточная продуктивность непроизвольной, плохо развита произвольная. Более развита механическая при затрудненной произвольной и нарушенной непроизвольной.
Речь Скудный словарный запас из-за сниженной познавательной активности, затягивание процесса словотворчества, задержка темпов развития отдельных сторон речи, ошибки при произношении звуков, лексико-граматическая недоразвитость. Ограниченный словарный запас, частые дефекты в строении органов речи, отсутствие периода неологизмов, позднее произношение первых слов.
Деятельность Замедленное формирование сюжетно-ролевой и учебной деятельности. Затянутая манипулятивная деятельность с непониманием свойств предмета, стереотипность действий, быстрое пресыщение.

Кроме того, существует еще достаточно большое количество признаков, позволяющих отличить одну патологию, от другой. Это, например, неспособность к концентрации внимания, причины развития, эмоционально-волевая сфера и так далее. Расписывать здесь все просто бессмысленно, поскольку за постановкой диагноза все равно нужно будет обращаться к специалисту. Наибольшую сложность при попытке отличить ЗПР от УО представляют пациенты, у которых психическое развитие замедлилось вследствие родовых травм, внутриутробных поражений, хромосомных нарушений, или имеет церебральное происхождение.

Здесь также следует отметить один важный момент. ЗПР – это замедление темпа развития головного мозга, но данный процесс не является необратимым. Чаще всего данную патологию выявляют, когда ребенок переходит в школу. Вместе с тем своевременное применение воспитательных и образовательных методик, разработанных специально для таких детей, позволяет ребенку практически не выделяться из коллектива. При умственной отсталости значение педагогических факторов не столь большое. У таких детей запущен необратимый процесс недоразвития всех сторон психики.

Если ребенку с ЗПР поставить какое-то задание в игровой форме, то это помогает повысить продуктивность его деятельности. Иная ситуация здесь наблюдается у детей с умственной отсталостью. Для них постановка задачи в игровой форме в большинстве случаев оказывает негативное воздействие на итоговый результат. Все дело в том, что из-за этого ребенок просто утрачивает интерес непосредственно к выполнению задания. Дети с задержкой психологического развития отличаются большим количеством ярких эмоций. Благодаря этому они и могут сосредоточиться на выполнении поставленного задания. Более того, чем сильнее заинтересованность ребенка, тем выше будет итоговый результат.

Вместе с тем такие дети зачастую переносят признак части какого-то предмета на весь объект. Это говорит о том, что у них операция анализа не сформирована в должной степени. Сравнивая два предмета, такие дети, как правило, выделяют наиболее яркие, или же хорошо знакомые им признаки. Причем сперва описывается только один предмет, после чего ребенок переходит ко второму. Дети с умственной отсталостью отличаются еще более слабой зрительной ориентировкой. Они не рассматривают все признаки предмета, а выхватывают его хаотично. Также такие дети не могут нормально писать буквы – зачастую у них происходит наслаивание одних на другие. В большинстве случаев при умственной отсталости не воспринимаются вербальные инструкции.

ЗПР и умственная отсталость – какие между ними отличия

(Пока оценок нет)

Читайте также:  Кашель на нервной почве: симптомы, причины возникновения и лечение

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.

), внутриутробные инфекции,внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Причины биологического плана:

  • проблемы при беременности (перенесенные инфекции, травмы, сильные токсикозы, интоксикации), гипоксия плода, зафиксированная в период вынашивания;
  • недоношенность;
  • родовые травмы, асфиксия;
  • заболевания в младенческом возрасте (травмы, инфекции, интоксикации);
  • генетическая предрасположенность.

Причины социального характера:

Причины задержки психического развития (ЗПР)
  • долговременная изоляция ребенка от общества;
  • частые стрессы и конфликты в семье, в саду, ситуации, наносящие психологическую травму.

Имеет место сочетание ряда факторов. Две или три причины, обуславливающие задержку психического развития, могут объединяться, что приводит к усугублению нарушений.

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Детская реабилитация — ЗПР у детей

Как выявить и чем лечить ЗПР? И главное, как определить, где разница между индивидуальными особенностями развития и задержкой развития. Многих родителей мучают эти вопросы. Сначала определим, что считать отклонением от нормы развития речи:

  1. В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
  2. В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов
  3. В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме л , р и шипящих, задавать вопросы где? , куда? .
  4. В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.

Все индивидуальные особенности укладываются в разницу 2-4 месяца. Итак, если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это замедление темпов речевого развития

Если развитие речи вашего ребенка имеет отклонения от возрастной нормы, нужно без промедления обратиться к специалистам — начните с детского невролога, чтобы исключить патологии нервной системы, и логопеда.

  • Гидроцефалия — очень распространенное заболевание, которое при обострении может вызывать у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПР. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.
  • Родовая травма — чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).
  • Перинатальная патология центральной нервной системы — в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.
  • Результат повреждений головного мозга у детей с ЗПР — зоны, связанные с речью и интеллектуальными способностями, начинают функционировать неверно или недостаточно.

Методы лечения и реабилитации детей с ЗПР:

  1. Консультация детского невролога.
  2. Занятия логопеда.
  3. Консультация реабилитолога.
  4. Консультация клинического психолога.
  5. ЭЭГ.
  6. Стимуляция глотания вокастим.
  7. Направленная магнитная стимуляция.
  8. Занятия нейропсихолога
  9. Развитие мелкой моторики

Протипоказания: эпилепсия, индивидуальная непереносимость, наличие металлических конструкций, онкологические заболевания.

Особенности учебной деятельности детей с ЗПР

Дети с ЗПР в учебе отличаются от детей с диагнозом умственной отсталости. Они способны решать такие же задачи на интеллект и практически задачи, как и здоровые дети такого же возраста. Они могут понять простую задачу, а также понимают сюжеты изображений. Но познавательная активность находится на низком уровне. Они быстро устают в процессе учебы, потому отметки таких детей часто низкие.

Когда ребенок утомляется, он не может дальше учиться, усваивать материал, который дает воспитатель/учитель. Они не могут запомнить, какие условия задачи даны, не могут запомнить текст, который читается вслух и т. д. В письменных работах могут наблюдаться нелепые ошибки. Решение задачи часто такие дети подменяют механической манипуляцией с цифровыми данными. Больные не имеют достаточно широких представлений о мире. В учебе у таких детей должна преобладать игровая мотивация, чтобы учебный процесс был достаточно эффективным.

Читайте также:  Инсектофобия – страх насекомых – причины и лечение.

Педагогом могут быть не замечены такие особенности при начале обучения ребенка с ЗПР в обычной школе:

  • слабая память
  • неумение обобщать и сравнивать
  • неспособность к анализу и синтезу
  • сниженная мыслительная активность

На некоторых этапах обучения можно применить меры, которые помогут ребенку стать более успешным в школе (такое бывает в случаях, когда ЗПР еще не обнаружена, и ребенка считают отстающим в учебе):

Особенности учебной деятельности детей с ЗПР
  • карточки для сосредоточения на теме урока
  • наглядные дидактические пособия
  • повторение материала
  • объяснения заново неусвоенного материала
  • дополнительные задания и пр.

Из рабочего состояния и психологической гармонии ребенка могут выбить сложные задания учителя, заданный большой объем работы. Часто переход больного ребенка от активного состояния к пассивному нельзя объяснить внешними причинами.

Многие интеллектуальные и личностные качества у ребенка с рассматриваемым диагнозом находятся на нормальном уровне, что видно в периоды повышенной работоспособности ребенка. Когда ребенок находится в гармоничной атмосфере (без угроз, ругани и напряжение), где ему не нужно напрягаться умственно долгое время, то интересные задания он выполняет быстро и качественно.

Если с ребенком работает грамотный педагог, то к третьему или четвертому классу у ребенка с задержкой психического развития появляется интерес к чтению. В периоды нормальной работоспособности такие дети могут пересказать текст, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главные тезисы в нем. Помощь педагога в выполнении заданий может проявляться по-разному, причем почти всегда дети с ЗПР принимают ее с охотой.

Иногда нужно поменять условия работы ребенка. Например, его вызывают к доске вместо того, чтобы заставлять работать на месте. Иногда нужны наводящие вопросы, чтобы активизировать интеллектуальную деятельность ребенка с ЗПР. В части случаев дети сами ищут средства, которые помогут им эффективно справиться с поставленной задачей. Они могут рассуждать вслух при прочтении условий задачи или попытаются записать те данные, что им даны.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Симптомы и признаки

Как понять, что ребенок отстает в развитии? Основные симптомы задержки психического развития:

Симптомы и признаки
  • легкие отклонения в когнитивных процессах, касающиеся всех функций (страдают память, мышление, внимание, восприятие, речевые умения);
  • нарушения способности правильно анализировать информацию, поступающую извне;
  • наличие признаков, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (неустойчивость настроения, выраженные трудности с концентрацией, чрезмерная активность, энергичность, импульсивность);
  • маленький словарный запас;
  • трудности при формулировании предложений, особенно сложных;
  • агрессивность, раздражительность, низкая стрессоустойчивость (ребенок бурно реагирует на любую, даже незначительную стрессовую ситуацию);
  • чрезмерно выраженная тревожность, возможно наличие нарушений сна, аппетита;
  • слабая развитость фантазии;
  • плохая координация движений, неаккуратность;
  • нервные тики и другие дискинезии.

Наиболее заметной задержка в психическом развитии становится в дошкольном и школьном возрасте. Степень выраженности симптоматики может варьироваться.

Симптомы и признаки

Умственная отсталость, наблюдающаяся при ЗПР, не включена в современную классификацию заболеваний, поскольку выражена недостаточно (уровень IQ выше 68). Она называется пограничной умственной отсталостью.

Соприкасаясь с темой олигофрении, важно учитывать степень, поскольку различия между разными степенями умственной неполноценности крайне значительны.

Симптомы и признаки

Ребенок с легкой и даже умеренной степенью умственной отсталости имеет шансы усвоить большинство необходимых для повседневной жизни навыков и обслужить себя, если получит качественное лечение, а ребенок с тяжелой или глубокой степенями не способен почти ни на что и нуждается в паллиативной поддержке прежде всего.

Основные симптомы легкой и умеренной умственной отсталости:

Симптомы и признаки
  • отсутствие абстрактного мышления;
  • выраженные нарушения моторики (неловкость движений, выраженная сильнее, чем у детей с ЗПР);
  • речевые нарушения (речь замедленна, недостаточно внятна);
  • трудности при попытке формулировать реплики (часто получаются корявые фразы);
  • маленький словарный запас;
  • неразвитая воля;
  • отсутствие способности сформировывать мнение по разным аспектам, сочетающееся с готовностью принять чужое (одна из причин, по которой умственно неполноценные люди часто попадают под влияние преступников);
  • выраженные нарушения когнитивных функций (ребенок плохо запоминает информацию, испытывает трудности, когда нужно пересказать материал, а из-за нарушений мышления он не способен найти логические связи в сведениях, которые ему выдаются, концентрироваться на различных занятиях ему также сложно).
Читайте также:  Специфические (изолированные) фобии

Люди с легкой и умеренной степенью олигофрении достаточно неплохо справляются с выполнением повседневных дел и способны выполнять монотонную физическую работу. Требуется много усилий, чтобы подготовить ребенка-олигофрена к будущей жизни, и чем ниже коэффициент интеллекта, тем эта задача сложнее.

Симптомы и признаки

При тяжелой степени имбецильности словарный запас взрослого человека не превышает 200-400 слов, он безынициативен, его заботит лишь удовлетворение физиологических потребностей.

Если приложить достаточно усердия в детстве, можно дать такому человеку некоторые базовые навыки. Но он все равно будет нуждаться в поддержке на протяжении жизни.

Симптомы и признаки

Люди с очень тяжелой степенью олигофрении — идиотией — глубокие инвалиды, которые не способны разговаривать, почти не способны проявлять эмоции (почти всегда им доступны только два эмоциональных состояния, которые можно обозначить как «удовлетворение» и «неудовлетворение»), имеют выраженные двигательные отклонения. Идиотия почти всегда сочетается с прочими тяжелыми нарушениями.

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Вконтакте

LiveJournal

LinkedIn

E-mail