Застенчивый ребенок – как преодолеть робость

С 2  и до 6 лет многие малыши проходят период застенчивости. Если возникает  встреча с неизвестными людьми, малыш отворачивается, краснеет, прячется за маму и избегает общения.  Даже может стесняться близких ему людей – дедушек и бабушек. У некоторых детей стеснительность проявляется слабее, у других сильнее. У многих малышей проходит этот период, и стеснительность проходит само собою. И наоборот, застенчивость становится чертой характера.

Общение ребенка в коллективе

Вопрос застенчивости детей имеет в сегодняшнем мире очень большое значение, поскольку часто родители не придают внимание развитию своего малыша, как личности. Еще с самого начала познания мира ребенком, когда он начинает ходить, нужно говорить с ним, рассказывая понятия «хорошо» и «плохо». Очень важно, чтобы уже на преовм годе жизни ваш малыш начал общаться с детьми. При чем это не только его сверстники, но и дети старше. Уже в этом возрасте формируется понятие того, что есть кто-то похожий на него, который его больше понимает, чем родители. Можно заметить, как детки в годовалом возрасте обмениваются игрушками, что является началом полноценного общения. Поэтому первым шагом к тому, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в коллективе свободно, является приучение его с самого детства к играм с другими детками.

Следующим шагом можно считать посещение детского дошкольного учреждения. Хотя это кажется не столь важным и многие родители, которые могут сидеть дома с детьми, считают, что они способны обучать своего ребенка дома, то это не совсем так. Некоторые знания действительно родители могут поднести ребенку. Но в детском садике есть незаменимый опыт общения с другими детками, что формирует у вашего ребенка различные эмоции. Страх, смех, радость, счастье, удовольствие – все это воспринимается ребенком в коллективе по-другому. Уже на этом этапе детки учатся заводить друзей, выступать на утренниках и бороться со своими страхами. И если мама отдает ребенка в садик и видит, что он очень по ней скучает и не хочет идти, то даже в три года можно сказать, что раньше ребенку не хватало общения с детками. Ведь если бы он играл с такими же маленькими, то сейчас ему было бы намного проще. Как раскрепостить ребенка в коллективе, если он не хочет идти в садик? Главное – не стоит опускать руки и думать, что пусть он подрастет. Просто процесс адаптации в таком случае нужно растянуть – приводить ребенка для ознакомления на время, которое постепенно увеличивать.

Как раскрепостить ребенка в общении? Нужно говорить вашему малышу, что это мальчик или девочка, о его намерениях и о том, что он может не бояться. Например, если мама привела ребенка в садик, а они не хочет общаться с другими детками, то он просто не знает, что нужно делать. В таком случае надо объяснить, что «это мальчик, который хочет дать тебе игрушку или покататься с тобой на качели». Далее нужно познакомиться и попросить своего малыша сказать что-то о себе. Все довольно не сложно, просто нужно «ввести своего ребенка в курс дела».

Как раскрепостить застенчивого ребенка? Есть много разных методик этого, главные принципы которых – это постепенный, но систематический подход.

Технология раскрепощенного развития детей Базарного – это работа известного детского физиолога, которая позволяет развивать в ребенке все чувства и эмоции, а также улучшить общение с другими детьми. Главные элементы такой методики заключаются в том, что в процессе обучения ребенка, будь то дома или в садике, должны присутствовать все средства обучения. Мозг ребенка способен схватывать и запоминать все образы буквально на лету, а чтобы такие образы хорошо воспроизводились в памяти и затем применялись в жизни, нужно использовать все виды памяти. Поэтому для деток в процессе их обучения обязательно нужно приводить примеры и сразу применять обученный навык. Например, раскрепощение застенчивого ребенка нужно начать с приветствия. Нужно рассказать, что если видишь знакомого человека, то обязательно нужно поздороваться. И на следующее утро нужно закрепить этот навык, например походом к бабушке и приветствием ее.

Читайте также:  Вот это харизма! Как стать желанным собеседником

Следующим элементом такой методики раскрепощения является формирование зрительных и двигательных образов. Например, утреннюю гимнастику нужно выполнять под музыку, тогда все упражнения лучше запоминаются, и в мозгу ребенка откладываются только приятные моменты утреней гимнастики, а не процесс пробуждения. Говоря о природе или людях, обязательно такие рассказы нужно подкреплять зрительными образами. Например, при изучении окружающего мира нужно рассказывать о солнышке, тучах, дождике и обязательно показывать картинки или просто вывести на улицу.

Такие, на первый взгляд пустяковые, моменты очень важны для понимания ребенка того, что окружающий мир и люди нужны для того, чтобы их познавать и не бояться.

Поэтому главный принцип раскрепощения ребенка в коллективе, это раннее формирование привычки познавать и играть с другими детьми. Это не менее важно, чем режим дня ребенка, поэтому родителям не стоит упускать этот момент из вида.

Как проявляется застенчивость

Каждый ребенок по-своему индивидуален. Один легко находит контакт со сверстниками, обладает лидерскими качествами в коллективе и одерживает первенство во всех играх. Другой до ужаса застенчив. Таким детям очень сложно дается общение с другими ребятами, они предпочитают играть в одиночку. Бывает, что ребенок, который хорошо играет в определенном узком кругу приятелей, попадая в новое общество (детский сад, школа) меняется на глазах. И вместо активного лидера становится очень робким, не готовым к контакту с другими детишками.

Застенчивого ребенка очень легко определить, поскольку он выделяется из толпы. Приходя в гости, он не покидает маму, постоянно прячется за ее спину и очень молчаливо себя ведет. И на играющих детей такой малыш спокойно и грустно поглядывает со стороны. Бывают случаи, когда застенчивость в отдельной ситуации сама собой проходит. Присмотревшись к играющим ребятам и их отношению к себе, ребенок начинает раскрываться, и становится веселым и активным, то есть самим собой.

Общие признаки

Как проявляется застенчивость

Первые симптомы застенчивости проявляются в виде учащенного пульса, напряжения в мышцах, обильного потоотделения и яркого румянца. Эти факторы не дают возможности почувствовать себя свободно и сковывают малыша. Данные признаки сами по себе заставляют чувствовать некий дискомфорт.

Застенчивый ребенок очень осторожен в своих проявлениях дабы не привлекать лишнего внимания. Если же у него не получилось остаться незамеченным, малыш начинает волноваться, что сопровождается тихим голоском.

Самокритичность

Дети данного типа изрядно требовательны к себе, считают себя хуже остальных, ощущают некую неполноценность. Из-за своих комплексов они все больше отдаляются от других.

Замкнутость

Для замкнутых детей не имеет значения коллектив. Привлечь их к общественной деятельности очень тяжело, поскольку в ответ на вопросы они, в основном, стремятся отмалчиваться, а веселые игры сменяют одиночеством.

Как проявляется застенчивость

Стеснительность

Казалось бы, каждый ребенок любит похвалу, но только не эти дети. Им проще остаться в тени, нежели получить хотя бы небольшую порцию внимания, так как для них это порождает стресс.

Пугливость

Ребенок, привыкший к одной и той же обстановке боится новизны и незнакомой публики. Он всегда пытается уйти либо спрятаться от нее.

Нерешительность

Таким детям достаточно трудно принять решение. Они всегда неуверенны в собственных поступках и идеях, правильности своих действий, поэтому даже самые простые задачи вызывают у них большие затруднения.

Как проявляется застенчивость

Нарушение речи

Застенчивые дети в повседневной жизни немногословны, а с незнакомцами из-за стеснения и вовсе не разговаривают. Публичные выступления им категорически противопоказаны, ведь страх и волнение способны привести к запинаниям в речи или даже заиканию.

Читайте также:  Кто придумал селфи? История о том, как мир сошел с ума

Как научить ребенка не стесняться

Часто человек тянет “стеснительность” из детства во взрослую жизнь, смиряясь с ней и даже не пытаясь измениться. Вот так и вырастают ”рохли” и “мямли”. Что должны сделать взрослые, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость.

Каждый родитель переживает за своего ребенка, нам хочется, чтобы он нашел свое место в жизни, стал успешным. И почти все мы уверены, что стеснительность не станет хорошим спутником жизни. Как побороть ее, не нарушая при этом индивидуальность? Действовать нужно спокойно и терпеливо.

  • Не упрекайте чадо в его стеснительности, не напоминайте о ней каждый раз, не ставьте в пример других детей, у которых отсутствует робость, особенно в их присутствии. Это только еще больше закомплексует малыша и укрепит застенчивость.
  • Чтобы хоть немного раскрепоститься, необходимо общаться с другими детьми,  и родители должны помочь в этом своему ребенку. Приглашайте в гости Ваших друзей с детьми. Если Ваш малыш не идет на контакт, то вступите в беседу сами, постепенно пытаясь разговорить и ребенка, задавая ему вопросы. Помогите своему чаду почувствовать себя в безопасности с помощью доверительных слов и физического контакта. Заранее расскажите о тех людях, которые должны к Вам прийти.
  • Если Вы и ругаете ребенка, то говорите ему, что он может сделать лучше, нужно только постараться. Что Вы верите в него.
  • Если у малыша есть физические недостатки, то не стоит постоянно жалеть его и делать вид, что никто их не замечает. Малыш должен с рождения понимать, что он не такой как все, но своей заботой и любовью, Вы должны убедить его в том, что с его недостатком можно жить долго и счастливо. И что друзей можно заслужить своей открытостью и дружелюбностью. Также объясните, что люди разные и могут встретиться те, которые будут обзываться и дразниться, и научите, как реагировать в таких ситуация. Научите ребенка быть общительным и не воспринимать все близко к сердцу.
  • Хвалите малыша за любые, даже незначительные успехи. Если ему не удается что-то сделать, всегда предлагайте свою помощь.
  • Научите ребенка в случае неудачи, относиться к провалу с юмором и попробовать еще раз.
  • Если вы понимаете, что чадо испытывает желание что-то попробовать сделать, но стесняется, сделайте это вместе.
  • Если вы видите неадекватное поведение воспитателя или учителя, по отношению к своему ребенку на протяжении какого-то времени, то стоит задуматься о переводе малыша в другое учреждение.

Как помочь застенчивому ребенку?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым.

Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно. Если Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает Ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны.

Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать “порядочный человек” или “хороший мальчик”, или “послушная девочка” и стыдить по любому поводу. Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе.

Читайте также:  Должностная инструкция медсестры психиатрического кабинета поликлиники

Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окружающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света.

Часто подростковые проблемы тянутся еще из дошкольного или младшего школьного возраста. Здесь ребенок может не суметь справиться сам с этой проблемой. Здесь также важен пример уверенного незастенчивого поведения. Дети усваивают лучше, если сами видят, как надо поступать. Если Вы сами не можете послужить примером, то предложите ребенку самому выбрать для этих целей какого-нибудь человека. Это может быть как член семьи (брат, дядя, бабушка), так и сверстник, на которого Ваш ребенок мог бы равняться.

Предложите ему игру – сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет Вам, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе… Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратите внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос – громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица – напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблюдать за выбранным человеком.

Теперь попросите его описать себя в той же ситуации – есть разница? Объясните Вашему ребенку, что можно общаться, не разговаривая – одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Попробуйте по очереди показать друг другу Ваше состояние.

А теперь пусть Ваш ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими.

Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например, так:

  1. Улыбнуться
  2. Сказать “Привет”
  3. Спросить, можно ли поиграть вместе с ними и так далее.

Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка.

Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ваш ребенок считает себя глупым? Спросите, что он подразумевает под словом “глупый”? разве неумение во время дать остроумный ответ – это глупость? Нет! Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

Можно теперь договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя – улыбки. Улыбнулся за неделю четверым – получай приз. Следующая неделя – улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю – получай другой приз.

Уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро Ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим или проситься в игру.

Ваш ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку? А так ли это страшно на самом деле? Бывают вещи и похуже. Призовите на помощь Ваше чувство юмора и придумайте вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение…

Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!