Возрастные кризисы психического развития у детей

Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Говорить о том, что кризис наступает ровно в 3 года, не совсем корректно. Кризисный период может начаться у детишек уже с 2 лет и длиться до 4 лет. Продолжительность, интенсивность кризиса зависят от темперамента ребенка: так, холерики более возбудимы, и кризисные явления у таких деток часто проходят с бурными истериками.

На интенсивность кризиса 3 лет может влиять и стиль воспитания деток, принятый в семье. В семьях с диктаторским методом воспитания чада проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно. Детки в таких семьях часто подавляются психологическими и физическими методами. Добившись силой от крохи внешнего послушания, родители создают предпосылки для серьезных психологических проблем в будущем у своего ребенка.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Кризис 2 лет у детей не выделяется отдельно, так как является началом сложного кризисного периода у трехлетних несмышленышей. Столкнувшись с первыми трудностями кризисного периода, родителей в первую очередь волнует вопрос — сколько длится кризис 3 лет у ребенка. Длительность кризисного периода может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный промежуток зависит от поведения родителей, их готовности пойти навстречу своему чаду и вместе решать сложные вопросы. Кризис у ребенка заставляет родителей переоценивать некоторые методы воспитания детишек.

Внешнее проявление кризиса выражается в желании малыша делать все самостоятельно, часто вопреки собственному желанию. «Я сам», «не хочу», «не буду», — именно это предстоит очень часто выслушивать взрослым в семье. Отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для личностной самооценки.

Мальчики намного более упрямые, чем девочки. Зато девочки чаще капризничают. В активный период кризиса приступы упрямства, капризности происходят от 5 до 19 раз в день.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Действия, направленные на самоуспокоение и битье головой о стенку

Битье головой о стенку – да, это выглядит порой устрашающе. Особенно, если вкладывать «взрослый» смысл выражения «биться головой о стену». Однако для детей в возрасте 1-2 лет — это нормальное явление, как бы дико не было о таком слышать.

Читайте также:  Диплом о высшем образовании: must have или нет

В 1-2 года малыши иногда совершают повторяющиеся движения просто для того, чтобы успокоить себя, когда они попадают в стрессовую ситуацию, устают, скучают. Ребенок может качаться из стороны в сторону или даже ритмично биться головой о стену, пол, перекладину своей кроватки. Хотя это и выглядит страшно и родителей пугает подобное поведение, едва ли ребенок сможет причинить себе вред таким образом. Чаще всего привычка совершать успокаивающие повторяющиеся движения проходит к возрасту 3 лет. Пока малыш не подрос, постарайтесь максимально обезопасить его — например, переместите на мягкий ковер, на котором кроха уж точно не расшибет лоб.

Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?

Если ребенок сосет палец или соску, вполне вероятно, что это тоже его способы снятия стресса. Когда так делают груднички, все выглядит мило. Когда же ребенок подрастает, умиление родителей сменяется тревожностью. Впрочем, явных поводов для беспокойства не появляется, если малыш завязывает с этой привычкой к 4 годам. Дальнейшее сосание пальца или пустышки уже может негативно сказаться на состоянии десен и создать проблемы с развитием речи.

Кроме пальцев, малыши тащат в рот грязь, песок, корм домашнего питомца. Все это нормально, так делают многие дети, а, повзрослев, они навсегда забывают об этих привычках. Ребенок может быть очень привередливым в еде, но несъедобные предметы исследуются именно ртом.

Нужно сводить ребенка к педиатру, если ребенок раскачивается, бьется головой о стену или выполняет другие повторяющиеся движения весь день напролет. Опасной может быть и ситуация, когда в поведении карапуза сразу много тревожных звоночков. Например, он не только жует несъедобные вещи, но и не особо привязан к родителям и братьям с сестрами, еще и страдает задержкой речи.

Читайте также:  Как поддержать мужчину в трудной ситуации и на дать пасть духом

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Несмотря на то, что кризис 3 лет доставляет родителям немало хлопот, он является обязательной ступенью развития ребенка. Преодолев его, ребенок становится другим: самостоятельным, осознанным, рассудительным, начинает больше понимать и уметь. Без личностных кризисов ребенок не смог бы вовремя отделиться от мамы, осознать себя и понять, на что он способен, чего он хочет и что может, а чему только предстоит научиться.

Подростковый кризис

Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.

Этот кризис — вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода — обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.

Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.

Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.

Читайте также:  Как вернуть бывшего? Всего 5 простых шагов ― и он ваш навсегда!

Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.

Признаки этого кризиса:

  • Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
  • Решение подростка единственно верное, без вариантов;
  • Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.

В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.

Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.

Совет! Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом. Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.

Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.

Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.