Внимание: социопат с антисоциальным расстройством личности: признаки

Редкий феномен расстройства, называемый диссоциативным расстройством личности, является крайним случаем диссоциативной патологии. Она характеризуется процессом, в ходе которого действия, мысли и эмоции человека становятся отделены от остальной части его личности и функционируют независимо.

Что такое раздвоение личности?

Раздвоение личности

— популярный термин для обозначения ДРЛ. В прошлом это было известно как множественное расстройство личности. Люди с ДРЛ имеют две или более различных личностей. Зачастую эти личности совершенно не похожи друг на друга. Эти фрагментированные личности на некоторое время берут контроль над личностью человека.

Человек сохраняет свою первичную идентичность, которая является его изначальной личностью, и будет отвечать на данное ему имя. Их первичная идентичность обычно более пассивна и может не осознавать других личностей.

Когда происходит изменение личности, новая личность будет иметь свою историю, новую идентичность и другое поведение. Эти раздвоенные личности, или изменения, часто имеют свои собственные отличительные черты:

  • имя
  • возраст
  • пол
  • настроение
  • воспоминания
  • запас слов

Новая личность будет видеть себя по-другому. Например, у мужчины может быть альтернативная личность женщины. Он будет испытывать женские биологические половые характеристики. Сдвиг между этими личностями обычно происходит, когда человек сталкивается с определенным стрессором или триггером.

Причины диссоциативного расстройства

Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.

Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.

Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.

Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.

Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.

Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.

Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.

Читайте также:  9 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАСКРОЮТ ВАШ ПОТЕНЦИАЛ

Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Личности, имеющие данный тип расстройства, уже с малых лет отличаются эгоистичностью, аморальностью, цинизмом, у них отсутствуют духовные интересы. Такие индивиды очень жестоки и лживы, зачастую они издеваются над теми, кто слабее, младше и беззащитными животными. У них рано формируется враждебное отношение к родным и людям близкого окружения. В период полового созревания асоциальные личности открыто показывают свое девиантное поведение, к примеру, устраивают побег из родного дома, не ходят на занятия образовательных учреждений, совершают жестокие поступки, поджоги или повреждают имущество, воруют, занимаются бродяжничеством.

При общении с другими людьми проявляют вспыльчивость, которая иногда приводит к агрессии и гневу. Со сверстниками, и не только, устраивают драки, сквернословят. Постоянное место деятельности они не переносят. В их послужной список входят множественные прогулы и постоянная смена работы.

Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Такие личности лишены душевных переживаний, не ценят традиции и устои, не имеют привязанности к родным и близким, неуважительно относятся к семье, нарушают общепринятые нормы и законы. По истечении некоторого времени такие люди оказываются в тюрьме. У одних индивидов при достижении 40 лет асоциальное поведение снижается, у других продолжает сохраняться весь жизненный цикл.

Асоциальное расстройство личности объясняется несколькими теориями: поведенческой, психодинамической, биологической и когнитивной. Рассмотрим более подробно:

  1. Сторонники поведенческой теории предполагают, что антисоциальное расстройство личности могло появиться у человека путем подражания. В роли доказательства этому свидетельствует большое распространение заболевания в семьях.
  2. Приверженцы психодинамического направления утверждают, что, как и другие виды расстройств личности, данная патология формируется с младенчества, когда ребенок лишен ласки и любви матери и отца, это приводит к полному недоверчивому отношению к окружающим. Дети, с диагнозом «диссоциальное расстройство личности», отчуждены от других людей в эмоциональном плане, идут на контакты с ними только с применением силы или деструктивным методом.

    Сторонники данной теории, в качестве подтверждения, приводят примеры, что люди с такой патологией в детстве чаще сталкивались со стрессом, разочарованием, эмоциональной напряженностью, которые проявлялись как нищета, насильственные действия в доме, склоки родителей или развод. Многие из таких детей были воспитаны в семьях, где отец или мать сами страдали таким расстройством психики.

  3. Некоторые исследовательские опыты показали, что антисоциальное расстройство личности зависит от биологических факторов. Такое чувство, как тревога у данного типа людей менее развито, это способно влиять на процесс – научиться что-либо делать. Этим можно объяснить то, почему таких личностей не учит «горький» опыт, или почему им с трудом удается понять эмоциональный настрой других людей.

    Исследования показали, что индивиды с данным нарушением психики, в отличие от других участвовавших, менее способны выполнять определенные задания, в которых нужно найти выход из лабиринта, где ключевые подкрепления – это различные наказания (штраф в денежном эквиваленте или удар электрошокером). Это можно объяснить тем, что плохие мероприятия или действия у таких личностей не вызывают чувство опасения, как у нормальных индивидов.

    Биологами было обнаружено, что реакция больных с таким расстройством нервной системы на предупреждение или ожидание стрессовой ситуации проходит с низким возбуждением головного мозга. В силу замедленного возбуждения автономной нервной системы им трудно осмыслять опасные и эмоциональные события. Асоциальная деятельность личностей с таким типом расстройства манит тем, что с помощью нее можно удовлетворить потребность в наибольшем возбуждении. Такой теорией объясняется и поведение людей, ищущих острых ощущений.

  4. Сторонники когнитивной теории делают предположения, что индивиды с асоциальным поведением придерживаются правил, согласно которым какие-либо значимые потребности окружающих людей для них не важны. Они не воспринимают во внимание позицию, которая существенно отличается от их собственной.
Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Другие бихевиористы полагают, что некоторые родители непредумышленно развивают у своего потомства асоциальное поведение, постоянно подкрепляя враждебное поведения детей. К примеру, когда ребенок отличился нехорошим поведением (игнорирует просьбы отца или матери отвечает на них насильственными методами), чтобы достичь примирения, родители идут на уступки. Таким действием, они развивают в своем дите упрямство, или даже жесткость.

Не исключена возможность развития данного расстройства психики в результате перенесенных заболеваний и травм мозга головы. В этом случае у пациента обнаруживаются нарушения неврологического характера.

к оглавлению ↑

Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Причины нарушений антиобщественного характера

Что вызывает асоциальное расстройство личности? Исследователи считают, что генетика играет определенную роль, так как наличие родителя с расстройством подвергает риску еще одного человека. Исследования усыновленных детей родителей с расстройствами показывают, что окружающая среда также может быть фактором, например, когда дети плохо дисциплинированы, имеют негативные примеры для подражания или не учатся уважать права других. Дети родителей, страдающих алкоголизмом, также подвержены повышенному риску.

Дети с расстройствами поведения или синдромом дефицита внимания/гиперактивности в возрасте до 10 лет подвержены повышенному риску развития асоциального расстройства личности во взрослом возрасте. Это особенно верно в отношении детей с расстройствами поведения, которые подвергаются жестокому обращению или игнорируются.

По оценкам исследователей, 25% девочек и 40% мальчиков с расстройствами поведения будут иметь асоциальное расстройство личности уже во взрослом возрасте.

Антиобщественное расстройство личности наблюдается примерно у 3% населения. У мужчин это заболевание встречается в 6 раз чаще, чем у женщин. 80% людей с расстройством будут иметь симптомы к 11 годам.

Признаки

Чтобы диагностировать это расстройство у себя или близкого человека, должно быть минимум три совпадения с указанными симптомами. Но стоит учитывать, что личности с ДРИ в очень редких случаях способны признать у себя наличие диссоциальности.

Даже если специалисты ставят диагноз, они готовы его будут оспаривать и отрицать, какие бы доказательства им не предъявляли. Но вы можете проверить знакомого человека, если имеете сомнения насчёт его психического здоровья.

Итак, основные признаки:

Зависимость

Склонны к различного рода аддикциям. То есть, эта болезнь чаще всего сопровождается алкоголизмом, наркоманией, пищевыми проблемами и прочими видами зависимости.

Незаконные группировки

Такой человек не считается с законом. Он его попросту не уважает и не видит в нём смысла. Отчего может совершать противоправные действия и попадать в криминальные группировки.

Нарушение безопасности

Он не ценит свою жизнь, а тем более, чужую. Отчего пренебрегает правилами безопасности, рискует и совершает поступки, которые дарят ощущение всемогущества, превосходства над другими.

Простой пример, агрессивный стиль управления автомобилем, что приводит к аварийным ситуациям. Нарушая правила, такой индивид испытывает удовлетворение, что ему удалось обогнать всех участников дорожного движения, оказавшись лучшим водителем и владельцем авто.

Лицемерие

Как уже упоминалось, совершенно неспособен чувствовать вину или стыд. Отчего практически постоянно использует ложь в своих интересах. Совершенно не задумываясь о том, какой вред своим враньём наносит окружающим людям.

Имеются в виду ситуации, когда человек подделывает документы, выдаёт себя за другого, или манипулирует, используя не правдивую информацию.

Безответственность

Стремится избежать ответственности, перекладывает свои обязательства и вину на окружающих, действует в сугубо личных интересах и не беспокоится о близких людях. Он не может заботиться о семье, дружить и ценить любого рода отношения, сохранять верность и преданность.

Низкий материальный доход

Не является основным признаком, но довольно часто безденежье возникает из-за постоянной смены работы. В силу вышеуказанных обстоятельств долго не задерживается в одной компании. И работу меняет без какого-либо морального дискомфорта.

Признаки

Агрессивность

Вспыльчивость, раздражительность и агрессивность – чуть ли не основные черты характера. Не умеют справляться с гневом, отчего, совершенно себя не контролируя, могут нанести физический урон, как здоровью окружающих людей, так и предметам, что оказались под рукой. Именно люди с ДРИ оказываются обычно зачинщиками драк, отчего и попадают в места лишения свободы.

Одиночество

Не умея формировать близкие связи, социопаты чаще всего одиноки. Даже если кто-то рискнёт испытать к ним привязанность, они легко разрушат то доверие, которое к ним проявили.

Рядом остаются только те, кто привык к роли жертвы и способен удерживаться в деструктивных отношениях. Подробнее о виктимности вы сможете узнать, нажав на эту ссылку.

Насилие

Совершают, как эмоциональное насилие, так и физическое. Выбирают в основном тех, кто не может дать отпор, кто более слабый по сравнению с ними. Могут запугивать или даже издеваться над другими, стремясь получить ощущение власти, своего превосходства. Нередко мучают животных, убивают их ради потехи и удовольствия.

Не способны обучаться социальному взаимодействию

Имея нарушения в эмоциональной сфере, они не делают соответствующих выводов после совершения действий с негативными последствиями. Поэтому, избежав или даже понеся наказание, они в дальнейшем будут вести себя также. Отсутствие вины не мотивирует на поиск причинно-следственных связей.

Сопутствующие сложности

ДРЛ достаточно часто сопровождается депрессией и посттравматическим стрессом. Иногда присутствует шизофрения и хронические мании. Именно это порой и мешает своевременно поставить верный диагноз.

Нанесение ущерба чужому имуществу

Они получают удовольствие, когда портят вещи, принадлежащие другим людям. Некоторые питают страсть к поджогам.

Опять-таки, это дарит ощущение власти и превосходства. А также удовольствие от того, что удалось испортить не только предмет, но и настроение, эмоциональное равновесие его владельца. Это вызов социуму, с помощью которого психопаты демонстрируют своё неподчинение правилам и нормам, принятым в обществе.

Обаятельность

Чтобы иметь влияние и власть над другими людьми, нередко социопаты пытаются дать ход своей обаятельности и харизматичности. Это позволяет им становится лидерами каких-либо группировок и организаций, начиная от рабочих и заканчивая преступными.

Диагностика

Диагностика больше носит субъективный характер, так как проявление такого поведения зачастую указывает на дисфункции психической составляющей. Беседа с психотерапевтом в дошкольном и школьном возрасте позволяет вовремя выявить патологию и начать ее лечение.

Школьного психолога должно насторожить:

  • Неадекватное поведение;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и правилами;
  • Немотивированная агрессия;
  • Постоянные конфликты;
  • Плохие отношения с одноклассниками;
  • Проявление жестокости по отношению к окружающим и животным;
  • Постоянная порча имущества, воровство.

Проводится ряд психологических опросников, в том числе – тест Роршаха, Люшера, Сонди и других по показаниям. Они направлены на составление портрета ребенка, выявления причины его поведения и тактики дальнейшего лечения, если психотерапия не принесет должного результата.

Часто асоциальное поведение является проявлением эпилепсии. Поэтому ставится вопрос об органической патологии со стороны ЦНС, в особенности при наличии генерализованных или парциальных судорог, необходимо записаться на прием к неврологу для проверки рефлексов, состояния черепно-мозговых нервов, проведения ЭЭГ, КТ и МРТ-методов инструментальной диагностики.

Профилактика

Для того, чтобы избежать развития диссоциативного расстройства личности, необходимо знать о группах факторов, особенности которых увеличивают риск развития отклонения:

Профилактика
  • индивидуальность человека, его склонность к вхождению в трансовые состояния. Данная особенность выявляется у чувствительных, впечатлительных людей с богатым воображением. Иногда способность развивается при неблагоприятном окружении больного в детстве, когда ребенок вынужден использовать фантазию и состояние транса для защиты от травмирующих внешних условий. Благоприятное окружение в детстве способно снизить риск развития расстройства в дальнейшем;
  • негативный детский опыт. К данной группе можно отнести потерю близкого человека и другие не зависящие от воли больного или его близких ситуации. Из факторов, которые возможно предотвратить, можно выделить физическое и психологическое насилие над ребенком в школе или семье. В первом случае негативно на ребенка влияет отсутствие поддержки и понимания со стороны взрослых, инициативы от них в решении проблемы. Во втором случае родителям и родственникам необходимо сформировать благополучную обстановку понимания и эмоциональной поддержки, пройти психотерапию для нормализации отношений с ребенком;
  • травмирующие ситуации в жизни человека. В сознательном возрасте у человека может появиться диссоциативное расстройство личности из-за пережитых травм и эмоциональных потрясений. Нередко к ним относятся опыт военных действий и подвержение пыткам. Мужчины часто во время службы в армии сталкиваются с психологическим и физическим насилием, поэтому расстройство может начать развиваться у них во время прохождения службы. К другим травмирующим факторам относятся ситуации, когда человек становится жертвой террористов, сектантских и других организаций. Избежать вовлечения в подобный травмирующий опыт практически невозможно, но предотвратить развитие расстройства до тяжелых форм поможет своевременное обращение к психотерапевту.

При лечении истерии необходим комплексный подход

В лечении истерического невроза (конверсионного или диссоциативного расстройства) более значимую роль занимает психотерапия (индивидуальная, групповая), трудотерапия. Часто терапию дополняют медикаментами (транквилизаторами, малыми дозами седативных нейролептиков) или проводят симптоматическую терапию при повышенной тревоге, депрессии, панических атаках, фобиях. При психокоррекции может выявляться детская психологическая травма, или «синдром гиперопеки». Во взрослой жизни декомпенсация диссоциативного (конверсионного) расстройства возникает после или на фоне психотравмирующей ситуации, частых конфликтов, неудовлетворенности какой-либо сферой своей жизни (в первую очередь личной), социальной дезадаптации, нереализованности в чем-то.

Своевременное обращение к специалисту поможет побыстрее справиться с психотравмой у этих больных, а это приведет к улучшению (компенсации) психического состояния, а также наладит их гармоничные отношения с окружающими. Поэтому при появлении у вас или ваших близких вышеописанной симптоматики, не откладывайте поход к врачу, а решите психологические проблемы как можно скорее и радуйтесь жизни!

Семейные факторы

Исследования также показывают, что качество родительского ухода, получаемого ребёнком, имеющим склонность к гиперактивности и нарушениям в поведении, определяет в значительной степени, разовьётся ли из него асоциальная личность или нет.

Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.

Код по МКБ-10

Диссоциативное расстройство идентичности, в том числе и раздвоение личности, медицина относит к группе расстройств под кодом F44.

Личностные патологии в данной рубрике носят выраженный характер, очень ярко проявляются, но не имеют органической этиологии. Эти нарушения обусловлены психогенными причинами, могут охватывать различные сферы личности и социальную жизнь пациентов.

В рубрике с конверсионными патологиями объединены расстройства личности с утратой памяти в некоторые промежутки времени, “измененным” восприятием себя (созданием нескольких или множественных образов своего “Я”), временной потерей контроля над движениями тела.

В связи с чем, диссоциативные расстройства могут принимать форму:

  • амнезии, “выключения” из памяти психотравмирующих или неприятных событий;
  • фуги, сочетание потери памяти с определенным ритуалом движений (автоматическом выполнении обычных дел и обязанностей, внезапное изменение своего местонахождения);
  • ступора, кратковременного “побега” из реальности, с отсутствием реакции на вербальные, слуховые или кинестетические внешние раздражители;
  • транса и одержимости, т.е. отсутствия восприятия себя и окружающего мира, “уход” в нереальные (выдуманные) ощущения и чувства.

Более близким к понятию раздвоение личности в МКБ-10 является термин – “расстройство множественной личности”( ), одно из серьезных повреждений психики, проявляется временной или постоянной заменой реального “Я” на вымышленное, с целью смягчения травмирующих чувств и переживаний. При некоторых других психологических нарушениях может проявляться кратковременная склонность к диссоциациям.

К таким болезням (F60) относятся:

  • параноидальные состояния (паранойя исключена), с высокой чувствительностью к критике окружающих, мнительностью и подозрительностью;
  • шизоидные нарушения (но не шизофрения), с низкой социальной мотивацией, постоянным фантазированием, желанием уединиться от мира;
  • диссоциальное расстройство с развитием тотального равнодушия к близким и окружающему миру;
  • эмоциональные патологии личности, характеризующиеся импульсивностью, капризами, непредсказуемым поведением;
  • истерические расстройства со склонностью к демонстративному поведению, театральности, выраженным эгоизмом. В этой группе болезней бывают лишь легкие проявления “ухода” в себя или от мира, глубокого “расщепления” и потери собственного “Я” не происходит.