Внимание: социопат с антисоциальным расстройством личности: признаки

Асоциальная личность — Человек, имеющий слабо развитое (или извращённое) чувство ответственности, низкие моральные ценности, а также отсутствие интереса к другим. Другое название асоциальной личности — социопат.

Почему человек может быть необщительным

Во-первых, ни для кого ни секрет, что каждый человек – это индивидуальность. Все мы чем-то отличаемся друг от друга, и каждый имеет право на вои интересы и потребности. Если мы живем в социуме, то это не означает того, что мы непременно должны быть похожими. А потому неудивительно, что люди отличаются своими характерологическими особенностями, и степенью общительности – в том числе. И это нормально.

Все мы слышали, что люди делятся на экстравертов и интровертов. Интроверты – это и есть необщительные люди, которые склонны предпочитать общению времяпровождение наедине с собой и имеют тенденцию скрывать свои мысли от других. И ничего плохого в этом нет. Зачастую интроверты являются глубокими людьми с широким спектром интересов. Это не означает, что они лучше экстравертов – у каждого типа людей свои преимущества. Наш социум многообразен, и каждый человек формируется в зависимости от врожденных особенностей, типа воспитания и особенностей окружения, поэтому люди и получаются разными.

Однако бывает так, что за необщительностью человека кроются более глубокие психологические проблемы. Необщительность и недоверчивость могут быть следствием комплексов человека, низкой самооценки или даже глубоких психологических травм – например, пережитого насилия. На степень общительности также в принципе влияет текущее эмоциональное состояние – например, при депрессии потребность в контактах у человека снижается, при том что изоляция идет ему во вред.

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума. Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни. Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Симптомы антисоциального расстройства личности

Наиболее распространенными признаками асоциального расстройства личности являются неуважение к правам других и многочисленные случаи их нарушения.

Для постановки диагноза асоциального расстройства личности человек должен иметь по меньшей мере три из следующих симптомов:

  • Неоднократные незаконные действия;
  • Лгать или обманывать других ради выгоды или удовольствия;
  • Импульсивность;
  • Повторные физические драки или нападения;
  • Пренебрежение к безопасности себя или других;
  • Безответственность на работе или в финансовых обязательствах;
  • Отсутствие раскаяния при плохом обращении с другими.

Виды социопатов

Выделяют два наиболее встречающихся типа людей с диссоциальным расстройством личности:

  • Латентные (пассивные). Длительное время ведут себя довольно адекватно, иногда случаются кратковременные психозы. Нуждаются в руководстве какой-либо значимой личности, в некоторых случаях – религиозного наставника;
  • Активные. С легкостью входят в доверие окружающих, оправдывают их ожидания, получают удовольствие от своей игры в социально здорового члена общества. Импульсивно реагируют на критику о проделанной им работе, с легкостью могут причинить боль и проявить насилие по отношению к абсолютно любому человеку.

У большинства социопатов интеллект выше среднего, они педантичны, следят за собой и своей внешностью, что ошибочно воспринимается большинством как желание общаться. Но на самом деле такими поступками человек просто-напросто входит в доверие, желание понравиться здесь играет двойственную роль.

Меры по противодействию

Дети — это будущее мира, в первую очередь, потому, что при правильном воспитании одного-двух поколений можно добиться значительных сдвигов в обществе в какую-либо сторону. Привив неправильные ценности, можно позднее столкнуться с очень неприятным результатом. Именно поэтому так важны эффективные меры профилактики асоциального образа жизни среди молодежи, особенно когда речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Антиреклама алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного образа жизни, беседы с психологами, центры помощи, горячие линии доверия, предложение доступной альтернативы в виде занятий спортом. Кроме того, иногда необходимо извлекать детей из этой среды, то есть разлучать их с семьей, чтобы привить им иные ценности, отвечающие общепринятой морали. В менее запущенных случаях достаточно патронажа, регулярных проверок. Впрочем, подобные меры не слишком популярны и могут вызывать неприятие. Также подобная власть может служить почвой для злоупотреблений. Но иногда это просто необходимо.

Или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Причины асоциального поведения

Асоциальность может быть вызвана различными факторами, наиболее распространенными из которых являются медицинские, педагогические и социальные.

Медицинские причины

Объяснение девиантному поведению дают не только в психологии, но и в медицине. Такое поведение может стать следствием тяжелого заболевания, быть связано с психическими расстройствами (шизофренией, расстройствами личности). Человек не осознает того, что его поведение не укладывается в общепринятые нормы.

При некоторых болезнях головного мозга асоциал пребывает в вымышленном им мире и не пытается налаживать контакты с реальностью.

Асоциальность может быть вызвана физическими недостатками, например отсутствием конечностей. Будучи психически здоровым, человек при этом ведет себя агрессивно или избегает общения. Негатив по отношению к окружающим может быть вызван боязнью быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам.

Педагогические причины

К развитию девиаций приводит неправильное воспитание. Асоциалами часто являются выходцы из благополучных, но слишком авторитарных семей.

В таких семьях практикуются частые и не всегда справедливые наказания, а личность ребенка подавляется взрослыми. К другой крайности относится потакание капризам детей, что развивает в них эгоизм.

В зоне риска находятся дети, страдающие от гиперопеки. Ребенок чувствует себя неполноценным и пытается самоутвердиться при помощи противоправных поступков. Полное отсутствие опеки вызывает желание обратить на себя внимание нарушением различных запретов.

Социальные причины

К социальным причинам относят физическое и вербальное насилие, которому ребенок может подвергаться дома или в среде сверстников.

Асоциальность становится формой защиты от внешней агрессии.

Отклонения от общепринятых норм поведения наблюдаются у людей, подверженных влиянию религиозных культов. В данном случае человек не способен найти общий язык с «чужими» (не состоящими в той же религиозной организации). Отсутствие контакта с окружающими может быть связано с запретом общаться с людьми, придерживающимися иного вероисповедания.

Отчуждение может вызвать материальное или социальное неравенство. Чувство зависти к финансовым успехам других и невозможность достичь такого же уровня материального благополучия вызывают стремление к «справедливости», толкают человека на противоправные действия.

Асоциальный индивид (человек): это кто такой, признаки – Подавлен

Асоциальный человек – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.

Читайте также:  Можно ли определить характер человека по его губам

Асоциальному человеку все равно на правила общества у него есть свои

Асоциальный человек что это значит?

Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо.  Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

Важно!При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Частая смена настроения один из признаков социопатии

Асоциальный индивид (человек): это кто такой, признаки – Подавлен

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Профилактические мероприятия

  1. Заботьтесь о психоэмоциональном состоянии своего ребенка
  2. Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:
  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

Важно!В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Поведение

Асоциальный – это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие «асоциальное поведение» определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Читайте также:  От чего помогает Габапентин: инструкция по применению и отзывы

Лечение

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

индивидуальная терапияиндивидуальный подход

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Лечение

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека. Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

В современной психиатрии «личность» обозначает не то же самое, что в социологии, а способ мышления, восприятия и поведения, характеризующий человека в его обычном образе жизни. Отсюда следует, что расстройство личности – это некие нарушения в поведении, интеллекте или эмоциональной сфере.

Расстройства личности

Асоциальное расстройство личности – лишь один вид из многих. Вообще все расстройства личности имеют массу вариантов. Это и врожденные психопатии, которые приводят человека к разного рода срывам, патологическим реакциям на обыкновенные ситуации и т.д. Более слабые по степени выраженности расстройства называют акцентуацией характера – это срывы, которые проявляются в отдельных сферах жизни и, как правило, не приводят к слишком губительным результатам, в связи с чем не рассматриваются в качестве патологии.

Главный признак такого типа расстройства личности — это пренебрежение, а иногда и насилие в отношении других людей. Раньше такое расстройство называли по-разному: и врожденной криминальностью, и моральным помешательством, и конституционной психопатической неполноценностью. В наши дни данное расстройство принято обозначать как аморальное или девиантное расстройство, а если говорить одним словом – социопатия.

Асоциальный тип личности ярко отличается по ряду признаков от остальных. Прежде всего, в данном случае наблюдаются нарушения поведения – общественные нормы не кажутся человеку обязательными к исполнению, а мысли и чувства других людей попросту игнорируются.

Такие люди склонны максимально манипулировать окружающими ради достижения каких-то личных целей – власть над кем-либо доставляет им удовольствие. Обман, интриги и симуляция – вполне обычное для них средство достижения желаемого. Впрочем, их действия, как правило, совершаются под воздействием импульса и редко ведут к воплощению некой цели. Асоциальная личность никогда не задумывается о последствиях содеянного. Из-за этого им часто приходится менять работу, окружение и даже место жительства.

При консультировании асоциальных личностей обычно бывает заметна их излишняя раздражительность, завышенная самооценка, дерзость. К близким они и вовсе склонны применять физическое насилие. Их не интересует ни собственная безопасность, ни сохранность жизней их близких – все это не является ценностью.

Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.