Виды психологических расстройств и их признаки

Психологические расстройства представляют собой различные разлады психики человека, обусловленные рядом биологических, социальных или психологических факторов. Подверженные психическим расстройствам индивиды не могут приспособиться к существующим условиям жизни, самостоятельно решить свои проблемы. Таким людям бывает трудно восстановиться после выпавших на их долю неудач. В их мышлении, поступках и поведении есть признаки неадекватности.

В зависимости от преобладающих симптомов аффективные расстройства делятся на несколько больших групп:

  1. Депрессия. Самая частая причина депрессивного расстройства – нарушение метаболизма тканей головного мозга. В результате развивается состояние крайней безнадежности, уныния. При отсутствии специфической терапии это состояние может длиться долго. Нередко на высоте депрессии пациенты пытаются совершить самоубийство.
  2. Дистимия. Один из вариантов депрессивного расстройства, отличающийся более мягким течением по сравнению с депрессией. Характеризуется плохим настроением, повышенной тревожностью изо дня в день.
  3. Биполярное расстройство. Устаревшее название – маниакально-депрессивный синдром, так как состоит из двух чередующихся фаз, депрессивной и маниакальной. В депрессивной фазе пациент пребывает в подавленном настроении и апатии. Переход в маниакальную фазу проявляется повышением настроения, бодростью и активностью, нередко чрезмерной. У некоторых больных в маниакальной фазе могут возникать бредовые идеи, агрессия, раздражительность. Биполярные расстройства со слабовыраженной симптоматикой называются циклотимией.
  4. Тревожные расстройства. Пациенты предъявляют жалобы на чувство страха и тревоги, внутреннего беспокойства. Они практически постоянно пребывают в ожидании грядущей беды, трагедии, неприятностей. В тяжелых случаях отмечается двигательное беспокойство, чувство тревоги сменяется панической атакой.
Виды психологических расстройств и их признаки

Аффективные расстройства делятся на несколько группДиагностика аффективных расстройств должна обязательно включать осмотр пациента неврологом и эндокринологом, так как аффективная симптоматика может наблюдаться на фоне эндокринных заболеваний, нервной системы, психических расстройств.

Распространенность и причины

Не все дети со значительными нарушениями антиобщественного поведения будут оцениваться специалистом по психическому здоровью. Поэтому трудно оценить, насколько распространено это заболевание среди детей и подростков. Мальчики с большей вероятностью получат диагноз, чем девочки.

Нейропсихологи и другие исследователи считают, что развитие поведенческих расстройств так или иначе связано с нарушением лобной доли мозга, что может удержать детей и подростков от обучения от негативного опыта и корректировки их поведения.

У детей с диагнозом поведенческих расстройств может быть в анамнезе следующее:

Распространенность и причины
  • Надругательства;
  • Нищета;
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • Семейный конфликт или насилие;
  • Повреждение мозга;
  • Другие проблемы психического здоровья.

Исследователи также считают, что генетика может играть роль в развитии расстройства поведения.

Виды психологических расстройств

Виды и характеристики психических расстройств:

  1. Органические психические нарушения. Вызваны, как правило, органическими болезнями мозга. Нарушения психики возможны после сотрясения мозга, ушиба головы, инсульта, разного рода системных заболеваний. У индивида наблюдаются деструктивные изменения, негативно влияющие на память, мышление, а также появляются галлюцинации, бредовые мысли, перепады настроения.
  2. Психические и поведенческие дисфункции, связанные с употреблением спиртных и психотропных препаратов. Нарушения вызваны приёмом психоактивных веществ, которые не являются наркотиками. К ним относятся снотворные, седативные, галлюциногенные препараты.
  3. Шизофрения, шизотипические и бредовые состояния. Психические заболевания, сказывающиеся на психоэмоциональном состоянии личности. Индивид совершает нелогические поступки, он невменяем, не понимает, что происходит вокруг. У индивидуума снижена работоспособность и социальная адаптация.
  4. Аффективные расстройства. Болезнь приводит к ухудшению настроения. Проявления нарушения: биополярное аффективное расстройство, мания, депрессия, циклотимия, а также дистимия и другие.
  5. Нарушения психики, спровоцированные стрессовой ситуацией. Неврозы, приступы паники, боязни, фобии, постоянный стресс, паранойя. У индивида возникают страхи к различным предметам или явлениям.
  6. Поведенческие нарушения, вызванные физическими и физиологическими факторами. Различные нарушения психики, связанные с едой и употреблением продуктов питания (переедание, анорексия), а также проблемы со сном и сексом.
  7. Поведенческие, а также личностные расстройства зрелого возраста. Проблемы с половой идентификацией, сексуальные расстройства (педофилия, садомазохизм), патологическая зависимость от азартных игр, вредные привычки.
  8. Умственная отсталость. Врождённое состояние, проявляющееся задержкой развития личности. У индивида ухудшается мыслительный процесс, память, адаптация в социуме. Нарушение развивается вследствие генетической предрасположенности или проблем во время беременности и родов.
  9. Нарушения в психологическом развитии. Проявляются в виде проблем с речью, замедления общего развития индивида, задержке моторных функций и пониженной способностью к учению. Проблемы появляются в раннем детстве и связаны с поражением мозга.
  10. Детские и подростковые психологические расстройства. Нарушения, которые характерны для детского и подросткового возраста. Непослушание, гиперактивность, агрессивность, проблемы с концентрацией внимания.
Читайте также:  Как проявляется синдром мутизма у взрослых и детей

У 20 процентов земного населения на протяжении жизни появляются расстройства, связанные с разного рода фобиями. Правда, страх порой возникает как реакция на угрожающую обстановку. Ещё одним распространённым нарушением психики является депрессия. Она возникает у 7 процентов женской половины населения земного шара и у 3 процентов мужской. Хотя бы раз в жизни каждый житель планеты страдает депрессией.

Часто встречающимся сбоем в мышлении и поведении человека является шизофрения. Люди, подверженные этому заболеванию, нередко находятся в депрессивном состоянии и стараются отгородиться от общественной жизни.

Психические нарушения зрелого возраста проявляются в виде алкогольной зависимости, сексуальных отклонений, иррационального поведения. Правда, многие из них продиктованы психологическими травмами детского и подросткового периода.

Специфические симптомы

У многих больных отмечается потеря вкуса и обоняния. Медики до сих пор не могут установить связь симптомов с заболеванием. Потеря запаха зафиксирована у 65% заразившихся, потеря вкуса – у 72%. Результаты американских исследований были подтверждены медиками из многих других стран, в числе которых есть Россия.

Утрата запаха является распространенным симптомом у многих заразившихся коронавирусом. Это указывает на то, то инфекция имеет прямое воздействие на нервную систему. Это является объяснением другого специфического симптома – спутанность сознания.

Мышление – одна из важнейших способностей человека, позволяющая ему не только наблюдать события, но и находить между ними связи и закономерности, не только действовать, но и понимать смысл всего происходящего. Эта способность позволяет человеку планировать свои поступки и предвидеть результат.

Главные инструменты мышления – язык и речь. Именно слова содержат в себе понятия, которые являются первичными элементами мышления.

Мышление не дается человеку от рождения, оно формируется в процессе его развития, проходя ряд этапов. Так, в конце первого года жизни ребенок начинает произносить первые слова (конкретные названия окружающих его предметов и людей) – это конкретноситуационное (наглядно-действенное) мышление.

В 3-4 года ребенок начинает проявлять фантазию и воображение, он может думать о вещах, которые в настоящее время не находятся перед ним, оперировать их образами – это образное мышление. В школе человек знакомится с абстрактными понятиями, которые невозможно наблюдать или представить себе (например, вектор, степень, ускорение, электрон) – это абстрактное (понятийное) мышление. Таким образом, наличие абстрактного мышления является признаком завершенности процесса формирования мышления.

Читайте также:  Где найти время на себя. Работайте, чтобы отдыхать

При психических заболеваниях могут возникать самые различные расстройства мышления. Группа ассоциативных расстройств проявляется нарушением способа мышления (изменением темпа, утратой стройности и целенаправленности).

Расстройства суждений и умозаключений (бредовые, навязчивые и сверхценные идеи) проявляются ошибочными убеждениями, странными, необычными мыслями. В исходе тяжелых заболеваний нарушается весь процесс мышления, больной теряет способность понимать окружающий мир и себя самого, т.е. страдает интеллект больного.

6 стр., 2541 слов

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений и расстройств методами арт-терапии. Выход из сложных жизненных ситуаций

Нарушение – менее патологическое состояние; расстройство – более тяжелые, имеют классификацию. Эндогенные депрессии имеют определенную периодичность (например, обостряются весной и осенью), требуют антидепрессантов. Аффективные нарушения психогенной природы (реактивная депрессия) возникают вслед за психической травмой. Эндореактивная депрессия возникает на основании внутренней …

Сопутствующие нарушения

Проблемы в учебе

Дети с синдромом ДВГ не могут полностью обрабатывать отдельные виды информации. Один ребенок хуже понимает то, что видит, другой – то, что слышит. В результате гиперактивные дети с дефицитом внимания имеют проблемы в изучении школьных предметов.

Депрессия

Ребенок отгораживается от окружающего мира и большую часть времени грустит. У малыша с синдромом дефицита внимания обычно низкая самооценка, и он проявляет мало интереса к жизни. Ребенок может спать или есть заметно больше либо меньше обычного.

Страхи

Чрезмерные страхи могут сделать малыша ранимым и пугливым. Его обычно преследуют тревожные мысли. Малыш бывает слишком активным, спокойным или замкнутым. Обратите внимание, что детские страхи и депрессия ребенка могут быть связаны не только с СДВГ, но с другими причинами.

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.

СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Лечение

Тактика терапии душевных нарушений будет составлена в индивидуальном порядке для каждого пациента.

Медикаментозная терапия в большинстве случаев предусматривает применение:

  • седативных средств;
  • транквилизаторов – для купирования тревоги и беспокойства;
  • нейролептиков – для подавления острого психоза;
  • антидепрессантов – для борьбы с депрессией;
  • нормотимиков – для стабилизации настроения;
  • ноотропов.

Помимо этого, широко используется:

  • аутотренинг;
  • гипноз;
  • внушение;
  • нейролингвистическое программирование.

Все процедуры осуществляются психиатром. Хороших результатов можно добиться при помощи народной медицины, но только в тех случаях, если они будут одобрены лечащим врачом. Список наиболее эффективных веществ составляют:

  • кора тополя и корень горечавки;
  • репейник и золототысячник;
  • мелисса и корень валерианы;
  • зверобой и кава-кава;
  • кардамон и женьшень;
  • мята и шалфей;
  • гвоздика и корень солодки;
  • мёд.

Подобное лечение психических расстройств должно быть частью комплексной терапии.

Как лечить СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности в Саратове

Сарклиник знает,  как лечить синдром дефицита внимания и гиперактивности в Саратове, как вылечить сдвг в России, как избавиться и куда обратиться при СДВГ, где лечат СДВГ у детей и взрослых. А также, в каком возрасте возникает синдром сдвг у детей дошкольного или школьного возраста? Где искать сайт родителей детей с сдвг? Что такое сдв, ммд (минимальная мозговая дисфункция), дисграфия, аграфия, дислексия, гиперактивность, кривошея, зрр, зпр, зпрр, задержка речевого развития, задержка психического развития, психо-речевого развития, энурез, энкопрез, детский невроз, гипертензионно-гидроцефальный синдром, аутизм. В чем заключается диагностика болезней нервной системы? Почему не помогают медикаментозное лечение, психологическая коррекция, лекарства, патопсихология, психология, лекарственные препараты, таблетки, уколы, народные способы, народные методы, народное лечение, заговоры, травы, настои, настойки, психостимуляторы, гомеопатия, гомеопатическое лечение гомеопатией? В чем заключается бос терапия, фармакокоррекция, поведенческая психотерапия, семейная психотерапия, нейропсихология, тест? Кто ставит диагноз СДВГ?

Как избавиться от рассеянности

Как бороться с рассеянностью? Вам помогут упражнения и изменение образа жизни. На первых порах, чтобы не забывать ничего важного, можно использовать списки, будильники, визуальные пометки. Например, можно с вечера составлять список дел и вешать его над рабочим столом. В принципе, многие люди не представляют жизни без ежедневника. Так что этот прием подходит всем.

Как же стать более внимательным? Регулярно выполняйте несколько упражнений на повышение концентрации внимания:

  1. Следим за пальцами. Удерживая прямую спину и расправленные плечи, займите удобное положение на стуле или в кресле. Поднимите правую руку до уровня плеч и отведите ее в сторону. Следом поверните вправо голову, сконцентрируйте взгляд на пальцах отведенной (правой) руки. Через минуту проделайте то же самое с левой рукой и поворотом головы влево.
  2. Следим за стрелкой. Наблюдайте за движением секундной стрелки в течение пяти минут. Не переводите взгляд и не уходите в свои мысли. Думайте только о стрелке и ее движении. Если сбились, то начните сначала.
  3. Чертим линию. Возьмите ручку и бумагу. Начинайте вести прямую линию, не отвлекайтесь, думайте только об этом процессе. Если поймаете себя на мысли, что отвлеклись, поставьте небольшую пометку и продолжайте вести прямую линию. Хорошим результатом считается, если вы сможете в течение 2–3 минут рисовать линию и ни на что не отвлекаться. Это упражнение помогает не только повысить концентрацию внимания, но и отследить динамику тренировок. При позитивной тенденции вы увидите, что зазубрин становится с каждым разом все меньше. А еще при помощи этого упражнения можно проверить исходный уровень концентрации внимания.
Как избавиться от рассеянности

Вместе с этим не забывайте тренировать память:

  1. Повторяем ряд. Расставьте перед собой несколько предметов в ряд. Посмотрите на них в течение 30-60 секунд. Отвернитесь или закройте глаза и воспроизведите порядок, в котором расположены вещи. Можно раскладывать предметы не в ряд, а, например, квадратом.
  2. Изучаем детали. В течение минуты разглядывайте какой-то предмет. После чего закройте глаза и постарайтесь в деталях описать то, что увидели. Откройте глаза и сравните. Можно усложнить задачу: запоминать и описывать сразу несколько предметов.
  3. Повторяем прожитый день. Перед сном постарайтесь вспомнить лица и голоса всех людей, с которыми общались. А также вспоминайте все события прошедшего дня.

Ну и, конечно, полезно заучивать стихи, читать, разгадывать кроссворды. Все это тренирует память и не дает мозгу расслабляться.

Алкоголизм или наркозависимость

Наркомания, алкоголизм и психические расстройства часто идут рука об руку. Тем, кто испытывает подобные проблемы, необходима профессиональная помощь, чтобы преодолеть зависимость и восстановить психическое и физическое здоровье.

Справиться с проблемами в одиночку мало кому бывает по силам. Поэтому близкие человека, страдающего алкоголизмом, или он сам, должны как можно быстрее обратиться к специалистам.

Алкоголизм и прочие зависимости в сочетании с психоэмоциональными патологиями лечат наркологи и психотерапевты.