Виды, причины, особенности проявления и коррекции детских страхов

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто…

Как заразить ребенка страхом – вредные советы родителям

  • Родители часто говорят ребенку «Не бойся», а он слышит «бойся».
  • Когда выражают сомнения в способности ребенка справиться с трудностями.
  • Когда говорят в присутствии ребенка о болезнях, смертях, несчастьях.
  • Когда родители вспоминают о своих страхах, о прошлых страхах ребенка.
  • Когда запугивают ребенка всем, что только придумают.
  • Когда семья находится в состоянии постоянного напряжения: конфликты, угрозы, паника.
  • Когда вы сами во всем сомневаетесь и демонстрируете ребенку неуверенное поведение.
  • Когда верите во все мистическое и на полном серьезе об этом говорите с ребенком. Если включаете соответствующие передачи по телевизору, то можно сказать, что точка, чтобы ребенок боялся, она уже создана.
  • Когда мама тревожится по поводу и без повода в отношении ребенка.
  • Или родители чего-то боятся сами, и часто этот страх передают ребенку.

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Что такое страх?

Этот раздел будет совсем небольшим. Нам он необходим для дальнейшего ориентирования в обсуждаемой проблеме. В нем мы разберемся, что же такое страх, какие его функции и чем он отличается от тревоги.

СТРАХ — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называетсятревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта(панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

(Психологический словарь)

Чем опасны для ребенка фобии?

Страхи практически никогда не исчезают просто так.

Если ребенок чего-то боится, то нужно решать эту проблему.

Ведь боязнь только усугубится и от нее будет сложнее избавиться. Обычный страх может перейти в фобию.

Чем опасны для ребенка фобии?

Если ничего не делать, то ребенок может стать очень нервным, все время впадать в истерики. Он станет чересчур пугливым, сверстники могут смеяться и издеваться над ним и его страхами. Все это перерастет в неуверенность в себе.

Детские страхи, если их во время не лечить, могут перейти и во взрослую жизнь. В таком случае с ними будет намного сложнее бороться.

Рисунок и проработка страхов на занятиях с психологом:

Подведем итог

Страхи – нормальная подростковая реакция на изменения, которые происходят в сознании и организме. Это сложный момент для ребенка.

От того, насколько благополучная обстановка в семье, зависит: пройдут эти страхи или останутся с человеком на всю жизнь в виде фобий, комплексов и низкой самооценки.

Поэтому родители должны обеспечить здоровую атмосферу в семье. Видеть в своем ребенке личность. С уважением относиться к его мнению и отслеживать любые страхи, чтобы вовремя подкорректировать, а при необходимости обратиться к специалисту.

Материал подготовила: Инна КлевачеваФотография с обложки: Depositphotos

Читайте на ReLife

Чего боятся женщины: 13 женских страховЧего боятся мужчины: 13 мужских страховЭволюция страхов: Почему люди страдают от фобий15 способов почувствовать себя счастливееКак полюбить себя: 10 простых шагов

Читайте также:  Герпес психосоматика — каковы психосоматические причины заболевания

Можно ли не допустить возникновение детских страхов?

Можно ли избежать появления детских страхов? Да, можно, но не всех. Следует четко понимать, что ребенок — член социума, который обладает определенными качествами личности и чертами характера. Оберегать его от эмоциональных переживаний не нужно, ведь побеждая свои страхи, дети вырастают смелыми и уверенными в себе людьми.

Однако некоторые фобии не приносят пользы, и, зачастую, задерживаются годами, сопровождая малыша на пути взросления. Чтобы предотвратить появление нежелательных страхов у ребенка, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы помочь ему анализировать негативные эмоции и чувства.

Уделяйте ребенку внимание и не допускайте чувства ненужности

Поощряйте общение со сверстниками

Организовывайте игры, направленные на борьбу с распространенными детскими страхами, выброс негативных чувств и эмоций

Не запугивайте ребенка тем, с чем ему придется столкнуться в жизни (больницей, животными, людьми)

Придерживаясь этих простых правил, можно уберечь ребенка от навязчивых страхов.

Детский страх – это нормальное явление, которое переживает практически каждый человек. Задача родителей – выявить и скорректировать фобию, не допустив её осложнения, и перехода в более взрослый и сознательный возраст.

Полезные ссылки:

Как родители могут помочь ребенку преодолеть страх

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, необходимо:

— Обеспечить ему чувство полной защищенности и безопасности.

Главный человек в жизни ребенка — мама. Если она спокойна, счастлива, уверена в завтрашнем дне, правильно взаимодействует с малышом, то он чувствует себя в безопасности и гармонично развивается.

Разобравшись в себе, в особенностях своей психики, мама начинает излучать спокойствие и уверенность, превращается в доблестного рыцаря, способного победить любой детский страх.

— Знать индивидуальные психологические особенности ребенка (векторы).

Глубоко понимая внутреннюю природу ребенка, родители могут правильно выстраивать общение с ним, согласно врожденным свойствам его души. Например, направить фантазию зрительного малыша в мирное русло, записав его в кружок рисования, декламации или театрального мастерства.

— Строить крепкие эмоциональные связи между всеми членами семьи и, конечно, с детьми. Обо всем говорить друг с другом, делиться впечатлениями, переживаниями, опасениями, доверять и поддерживать.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть страх

— Читать с детьми правильные книги. Категорически избегать каннибалистических и других пугающих сюжетов. Особенно важно оберегать от такой литературы впечатлительных деток со зрительным вектором, потому что именно они получают от ее чтения самую настоящую психическую травму. Выбирать произведения на сострадание. Переживая за героев, ребенок учится чувствовать других, не зацикливаясь на себе. Когда сердце полно любви, в нем нет места страху.

Все эти рекомендации не только помогают справиться с детскими страхами, но и являются идеальной профилактикой многих других психологических проблем.

Читайте также:  Причина возникновения эпилепсии и ее виды

Дорогие родители, помогите вашему ребенку избавиться от ночных кошмаров и злых монстров, от бессонницы и истерик, от тревоги и беспокойства! Вам это по силам!

Читайте отзывы тех, кому уже удалось вырвать своих малышей из липких лап страха:

«Ей несколько лет снились кошмары, в которых за ней постоянно кто-то гнался с ножом, нападали на нее, кровь. Потихоньку она начинала рисовать. Ее рисунки год за годом превращались в кошмар. Это чаще всего были чудовища с клыками, шипами, нарисованные в карандаше или в темных тонах… Сейчас моей дочери 8,5 лет, на тренинг я пришла, когда ей было ровно 6 лет. Постепенно она стала нормально засыпать, излишняя агрессия ушла…

А в последнее время, наконец-то, я увидела, как разительно стали меняться рисунки моей дочери. Появились яркие цвета, персонажи стали добрыми. И дочка попросила записать ее со следующего года в художественную школу…»

Рамиля И. Читать полный текст результата

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете ….

Так не бывает, это не правда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь полная смеха и радости…»

Аида Б. Читать полный текст результата

Подробную информацию об индивидуальных особенностях психики взрослых и детей, гармоничных методах воспитания с учетом личных качеств каждого ребенка, победе над страхами, фобиями, истериками, паническими атаками вы можете найти на портале в разделах Библиотека и ВИО, а также на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана.

Страхи у детей 5−лет

Это возраст «почемучек». Активно развивается мышление. Почему огонь горячий? Почему идет дождь? Эти вопросы помогают ребенку познакомиться с окружающим миром. Но могут и вызывать тревогу. Страх пожара, страх наводнения, страх темноты.

Дети пытаются выстроить причинно-следственные связи, могут представить уже события в жизни на линейке времени (что будет сегодня, через неделю, через год?). Возникают вопросы «А как я появился на свет?» и «Что будет, когда мы умрем?».

Страхи у детей 5−лет

Если данные вопросы у самих родителей вызывают тревогу, или чувство неловкости и стыда, как например, вопрос о появлении на свет, то ребенок «считывает» это и такие вопросы для него становятся очень тревожными. Ведь если этого опасаются даже родители, значит это должно быть очень страшно. Появляется сильный страх смерти.

Подумайте, как бы вы могли ответить на эти вопросы на языке, понятном вашему ребенку. Кто-то объясняет с помощью религии, кто-то с помощью теорий биологического развития, кто-то с помощью собственной фантазии и воображения. Вы можете использовать метафоры. Например, мне очень нравится такая метафора про цветы. Цветочек появляется на свет, вырастает, расцветает, дает новые семена и увядает. А его жизнь продолжается уже в его семенах.