Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

Визуально-пространственный интеллект является одним из самых сложных типов для развития. Таких детей часто можно застать за рисованием. В подростковом возрасте они делают портретные шедевры для своих друзей. А во взрослом возрасте читают ещё неизданные книги и делают к ним иллюстрации.

Для ранних тренировок в дошкольном возрасте лучше всего подойдут игры. Некоторые из них могут показаться интересными даже для взрослых, что сделает их участие в качестве помощника для малыша более естественным и эффективным. Очень важно давать право выбора тому, кто тренируется, а не заставлять его делать то, чего не хочется.

Популярные игры:

  1. Применение предмета. Задачей станет придумывание, как нестандартно можно использовать тот или иной предмет. Рекомендуется проведение игры в соревновательной форме, где победителем станет назвавший большее количество вариантов. Игра отлично развивает логику, фантазию, а также креативность. Желательно, чтобы участники были близки по возрасту.
  2. Команды. Родитель задает условия. Например, при хлопке в ладошки нужно прыгнуть, а при взмахе правой рукой наклониться. Таких команд должно быть около 5. Целью станет создание своеобразного танца для ребенка, которым управляет взрослый.
  3. Составление слов. Известная для многих игра. Участвовать могут несколько человек. Каждый должен составить из одного слова множество других, используя только присутствующие буквы из его частей. Побеждает тот, чей список окажется самым длинным.
  4. Летает или не летает. Взрослый называет животных или разные предметы. С учетом того, могут ли они летать, ребенок поднимает или опускает руки. Родители должны постараться подловить малыша, что повысит сложность вместе с эффективностью.
  5. Противоположности. Суть игры проста, но выполнение будет очень трудным, особенно, если участниками являются маленькие дети. Взрослый называет утверждение, а ребенок должен кивнуть, подтверждая или отвергая его. При этом нужно кивать наоборот, чтобы «нет» означало «да», а «да» – «нет».
  6. Удержание «мухи». Участвовать в такой игре может только взрослый или подросток, т.к. для школьников или дошкольников она будет слишком тяжелой. Предпочтительно присутствие 3-4 человек. Всем выдают листы, где расчерчены квадраты 3 на 3 клетки. Один участник отворачивается и, не глядя на лист, дает всем остальным команды, куда летит «муха», начиная из центра. Один шаг – одна клетка. Каждый должен проводить ручкой в названном направлении. Целью становится удержание «мухи» внутри квадрата. При проигрыше командующий меняется ролью с другим человеком.
  7. Составление предложений или рассказов. Всем участникам дается три не связанных между собой слова. На их основе нужно составить логически верное предложение или даже небольшой рассказ. Победителем становится тот, кому в голову придет самое большое количество мыслей. Все идеи нужно записывать на листок, чтобы правильно отследить прогресс каждого.
Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

Такие простые коррекционные игры могут стать неотъемлемой частью жизни. Если они понравятся ребенку, то не стоит ему отказывать в их проведении даже после достижения результата. Они окажут пользу при любых обстоятельствах.

Существуют курсы, на которых профессионалы занимаются развитием как детей, так и взрослых. На них применяются различные методы. При отсутствии времени или нежелании заниматься этим всем самостоятельно стоит обратить внимание на такой вариант.

Подробный обзор
Читайте также:  Как наладить эмоциональный контакт с ребенком

Визуально пространственный интеллект: что это такое

Для того, чтобы разобраться, какой вид мышления свойствен вам, вашему ребёнку или любому другому, нужно знать отличительные характеристики. Вот некоторые основные из них для общего понимания:

  • свойственно образное мышление – человек создаёт в голове картинки на полученную информацию;
  • разбираются в картах, диаграммах, схемах – легко их читают и понимают;
  • любят сказки, байки, метафоры – рассказы и словосочетания, где есть образы и переносный смысл;
  • надолго запоминают увиденные изображения;
  • имеют тонкий вкус в цветах и оттенках;
  • одежда и аксессуары несут в себе целостный образ;
  • любят и часто занимаются изобразительным искусством;
  • чувствуют форму, предают ей особое значение;
  • нравится мечтать и создавать что-то в своём воображении;
  • в раннем возрасте любят складывать пазлы и конструктор, лепить из пластилина и глины.

В школах весьма небольшое количество рисунков и различных таблиц используется для подачи учебного материала. Почти все из них направлены на механическое запоминание или выстраивание логических взаимосвязей. Поскольку дети с другим направлением мышления задействуют иные каналы восприятия и своеобразно выстраивают в голове информацию, то испытывают трудности в стандартном учебном процессе.

Любимыми предметами у школьников с таким типом интеллекта скорей будут рисование; уроки труда, когда надо смастерить что-то креативное; литература. Но с последним предметом могут возникнуть проблемы. Поскольку красочные образы, фантазии и мысли в виде картинок нужно перенести на бумагу в формате формальных слов, если заданием стоит написание сочинения по книге.

Условия для нормального развития ребенка. Дизонтогенез

  • Нормальная работа головного мозга.
  • Нормальное физическое развитие ребенка.
  • Сохранность органов чувств: зрение, слух, движение, осязание, обоняние.
  • Систематичность и последовательность в обучении ребенка. Потому что только в процессе обучения малыш развивается.

Вот эти условия должны существовать, чтобы ребенок развивался нормально. Если что-то нарушается, происходит аномальное развитие.

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов психического дизонтогенеза (нарушение в развитии):

  1. Общее стойкое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие. Это дети ЗПР (с задержкой психического развития).
  3. Поврежденное развитие на ранних этапах жизни малыша. Это дети с органической деменцией.
  4. Дефицитарное развитие. Оно связано с тяжелыми нарушениями каких-то отдельных анализаторных систем (зрение, слух).
  5. Искаженное развитие. Это наследственные заболевания, в т.ч. и аутизм.
  6. Дисгармоничное развитие личности. Когда у ребенка наблюдаются стойкие дефекты в характере.

Методы развития

Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже:

  1. Оригами, пазлы

Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.

  1. Манипуляции с фигурами

Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.

  1. Перечерчивание фигур
Читайте также:  Гиперандрогения. Когда у женщины мужские признаки

Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности:

  • Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
  • Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить либо несколько см., либо другую фигуру.
  • Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
  • Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.

С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.

  1. Представления.

Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.

  1. Схемы и чертежи.

Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.

  1. Игра «Угадай предмет».

Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры. Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.

  1. Игра «Муха».

Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.

А как у вас развито пространственное мышление?

Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.

В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.

Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.

Виды памяти человека

Вся многоликость жизни и деятельности человека невозможна без памяти. Существующие типы и виды памяти человека обусловлены накопленным опытом и особенностями деятельности индивида. Типы памяти определяются индивидуальными особенностями личности, а вот виды выделяют по характеру целей деятельности, а также продолжительности фиксации и сохранения материала.

Виды памяти человека

Какие бывают виды памяти у человека?

По времени резервирования информации выделяют:

Виды памяти человека
  • мгновенную память – самый простой вид. Она обеспечивает хранение информации только в ходе ее восприятия;
  • кратковременную память. Она дает возможность сохранить данные примерно на 30–40 секунд с момента их обретения. Этот вид памяти характеризуется максимальным числом символов, образов и объектов, которые индивид способен воссоздать на протяжении одной минуты с момента получения. Когда она заполняется на 10 единиц, происходит замещение, то есть новые данные заменяют старые с бесследным удалением последних;
  • оперативная память призвана сохранить данные на определенный период времени. Чаще всего через несколько минут или дней после получения информации, данные из оперативной памяти начинают стираться;
  • выделяют и такой вид памяти человека в психологии, как долгосрочный. Здесь информация хранится длительно, но чтобы человеку ее воспроизвести, необходимо приложить усилие и запустить мыслительный процесс. Именно этой памятью люди пользуются чаще всего;
  • хранение генетической памяти осуществляется в генах и передается по наследству.
Читайте также:  Отзывы врачей и пациентов об антидепрессанте Циталопрам

Память человека, ее особенности и виды в соответствии с целями деятельности

Виды памяти человека

Речь идет о непроизвольной и произвольной памяти. Если человек что-то запоминает или припоминает, не преследуя для этого специальной цели, то работает непроизвольная память. Если же индивид ставит цель запомнить какой-то материал, то говорят о произвольной памяти. В этом случае запоминание и воспроизведение возможно благодаря специальным, мнемическим действиям. Именно эти два вида обеспечивают последовательное развитие всей памяти в целом.

Младшие и средние дошкольники (3-лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже —в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

Вам помогут:

  • игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

ВЕРНО. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое
специфическими ощущениями.

Задача № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

№ 1 Каков физиологический механизм описанного ниже явления? Как это явление называется? У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: «Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!». Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась. № …

1. Наше восприятие мира связано с:

а) культурой, к которой мы принадлежим;

б) практикой;

в) опытом;