Социализация: факторы, механизмы и этапы социализации индивида

Социализация – многоэтапный процесс обеспечивающий, интеграцию личности (человека) в социальную среду. В ходе социализации происходит овладение понятиями и нормами, принятыми в обществе. Существуют естественные и общественные институты социализации, позволяющие человеку овладеть социальными знаниями практическим и теоретическим путем. Ученые выделяют несколько видов социализации, а также процессы обратные ей. Далее мы рассмотрим более детально каждый вид.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные ценности. Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Механизмы социализации

К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические.

К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция.

Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность. Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей. Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений. Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения.

Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный.

В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно. Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации. Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно. Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.

Институты и агенты социализации

Существует несколько основных систем, в среде которых происходит формирование личности. Каждая из этих систем (агентов) оказывает определенное влияние на личность, формируя её социальные черты и определяя приемлемую роль в обществе. Основными институтами социализации ученые называют:

  • Семью;
  • Образование (как процесс);
  • Круг общения (группа по интересам);
  • Язык;
  • Религиозные организации;
  • Средства массовой информации;
  • Экономическая система и право;
  • Исправительная система (пенитенциарная).
Читайте также:  Можно ли договориться с честностью с помощью психотерапии

Семья имеет наибольшее значение в вопросе формирования личностно-социальных черт, так как именно данный агент закладывает базисные навыки общественной жизни в сознание и подсознание ребенка. В семье человек постигает основы культуры и нормы общения, усваивает стереотипы поведения, учится идентификации по классовому, половому и иным признакам.

Школа, колледж, университет, иные виды образовательных центров, способны дать человеку исчерпывающую информацию об окружающем мире. Суть образования, как процесса, заключается в постижении новых знаний и усвоении информации о процессах теоретическим и практическим путем. Данный оператор способствует образованию адаптивных и профессиональных навыков личности, еще более приближая её к самоидентификации.

В окружении людей со схожими характеристиками (соц. статус, возраст, интересы) и проведении в этом кругу значительной части свободного времени, индивидуум учится определять свою роль в обществе. Группа по интересам служит своего рода репетиционной площадкой, позволяющей человеку отточить имеющиеся социальные навыки, применяя их на практике.

Язык является одним из важнейших агентов позволяющих личности взаимодействовать с окружающим миром в реальных условиях. Благодаря языковым навыкам становится возможным обмен опытом в разных социальных группах. Владение языком, распространённым в регионе проживания, дает человеку возможность пользоваться социальными благами, работать, учиться и общаться с окружающими людьми.

Религия формирует духовные черты личности, её видение вещей находящихся за чертой повседневности. Проблемой воздействия религии как агента социализации является создание препятствий для динамического развития и адаптации человека в обществе, исповедующем иные духовные ценности. Изучение различных верований напротив полезно для социальной адаптации.

СМИ считаются мощнейшим орудием формирующим модель социума в целом и личности в частности. С помощью информационных технологий происходит обучение масс и формирование у них общих взглядов. Влияние СМИ на личность может быть крайне неоднозначным, а эффект от такого воздействия в целом зависит от психологического здоровья человека, его характера и исповедуемых ценностей.

Экономическая система формирует профессиональные навыки позволяющие находить способы, делающие материальные ценности более доступными. То есть, от типа экономической системы зависит то, какие именно черты личности буду развиваться активнее, а какие по необходимости. Правовая система регулирует поведение личности, наказывая за совершение социально неприемлемых поступков и поощряя за пресечение таковых.

Система исполнения наказаний – пенитенциарная система, выступает в роли агента социализации для людей совершивших антисоциальное деяние. В этой системе человек находится в составе малой группы под пристальным надзором.

Читайте также:  Выпускной в школе: пережиток прошлого или памятное событие?

Эффективность современной системы наказаний сомнительна, в виду низкого педагогического фактора и высокого уровня коррупции внутри неё. Но, несмотря на внутренние проблемы, роль системы как агента социализации высока, за тем исключением, что свою основную функцию – исправление людей совершивших преступление, она не исполняет. Напротив, человек прошедший через места лишения свободы теряет часть адаптивных навыков и нуждается в социальной реабилитации.

Десоциализация

Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс? Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Роль агентов и институтов ↑

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Не любишь банальность? Читай о том, как предложить девушке встречаться красиво.

Как стать счастливым человеком? Ответы в статье.

Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее.

Роль агентов и институтов ↑

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.
Читайте также:  Вред гашиша: опасные последствия курения

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период — время становления человеческого «Я». Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап — время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего «Я». Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Социализация — это обучение человека соблюдению социальных норм

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.

Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).

Важно понимать, что социальные нормы делятся на:

  1. Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
  2. Необязательные (неписанные) — это нормы этикета, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и нормы морали.

Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как:

  1. социальная;
  2. физическая;
  3. интеллектуальная.

Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от общества (что это такое?). С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».

Есть люди, паразитирующие на социальных нормах, заставляя других их соблюдать, но абсолютно не следуют им сами (только делают вид). Это социопаты, о которых мы уже говорили.