Синдром Аспергера – причины, симптомы и лечение

Синдром Аспергера является одним из нескольких подтипов аутизма, которые были сложены в единый диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС).

Синдром Аспергера: признаки у взрослых и детей

Людям с синдромом Аспергера трудно интерпретировать такие знаки, как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми. Что вызывает у обладателя синдрома Аспергера  тревогу, беспокойство и сильную растерянность.

При этом, в отличие от «классического аутизма», у людей с синдромом Аспергера не так выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. Они способны к обучению, хотя могут в этом иметь некоторые затруднения. У них могут быть дислексия, апраксия (диспраксия), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), эпилепсия.

У разных людей симптомы могут быть выражены по-разному и проявляться в различной степени. При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Известные люди с синдромом Аспергера

Хотя люди с синдромом Аспергера и испытывают трудности в общении, но это совсем не мешает им добиваться значимых позиций в обществе.

Как, например:

Дон Принц-Хьюз – антрополог, занимается лечением обезьян, приматов. Она пишет, что когда в детстве в зоопарке увидела обезьян, то впервые в жизни смогла «отдохнуть душой». Работники зоопарка заметили, что Дон Принц-Хьюз уделяет много времени приматам, и даже какую-то роль сыграли в том, чтобы она получила школьный аттестат, поступила в колледж и соответственно, потом уже занялась антропологией.

Клей Марзо – серфер, он тоже является Аспергером. В детстве ему просто нравилось заниматься серфингом, хотя окружающие считали это не серьезным занятием. Тем не менее, Клей Марсо начал заниматься этим профессионально и достиг больших успехов – в 10 лет он выиграл первое соревнование по плаванию, в 15 победил на чемпионе по серфингу.

Дэрил Ханна – как ни странно является актрисой, хотя Аспергерам не свойственны профессии, что связаны с общением и перевоплощением.

Сотоси Тадзири – создатель серии «Покемонов», в детстве увлекался коллекционированием и изучением различных насекомых. Даже создавал ловушки для них. В подростковом возрасте у Сатоси появилось новое увлечение – видеоигры. Он забросил учебу, и вошел в игровой бизнес. Далее он начал создавать видеоигры.

И это только маленькая часть успешных людей, которым не помешал диагноз, на самом деле известных Аспергеров намного больше. Главное не опускать руки родителям, педагогам, родным, верить в своих детей, любить их, гордиться и найти в них сильную сторону, чтобы учить и развивать в нужном направлении.

Лечение и прогноз при синдроме Аспергера

Специального лечения синдрома Аспергера не существует. В качестве фармакологической поддержки в индивидуальном порядке могут назначаться психотропные препараты (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты). Немедикаментозная терапия включает тренинги социальных навыков, ЛФК, занятия с логопедом, когнитивно-поведенческую психотерапию.

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Лечение

Специального лечения синдрома Аспергера нет. Все вмешательства, описанные ниже, в основном ориентированы на симптоматику и/или реабилитацию.

Выработка надлежащего социального поведения

Учителя имеют много возможностей помочь детям в развитии соответствующего социального поведения. Например, они могут моделировать различные ситуации, требующие определённого действия и поощрять совместные игры в классе. Педагог может показать соответствующие способы поиска помощи, когда ребёнок демонстрирует проблемное социальное поведение в классе. Учителя могут идентифицировать подходящих друзей для детей с синдромом и поощрять перспективную дружбу. Они также помогают детям справляться с социальными ситуациями, осуществляя контроль в перерывах между занятиями, в столовой и вовремя мероприятий на игровых площадках.

Читайте также:  Какие женщины привлекают успешных мужчин

Показ видеороликов может способствовать самоконтролю за соблюдением правил в классе. Ребёнок может научиться наблюдать за другими детьми, за социальными сигналами и поведением. Поскольку смена школы, классной комнаты и преподавателя может усугубить симптомы, необходимо приложить усилия для минимизации изменений в графике и образовательной среде пациента.

Лечение

Реализация коммуникационных и языковых стратегий

Детей с синдромом Аспергера можно научить говорить фразы для определённых целей (например, открытие беседы). Их также рекомендуется научить искать разъяснения, спрашивая людей перефразировать запутанные выражения. Их следует поощрять просить, чтобы сложные инструкции повторялись, упрощались, разъяснялись и записывались.

Педагоги, используя моделирование, могут научить пострадавших детей тому, как интерпретировать чужие разговорные сигналы, чтобы отвечать, прерывать или изменять темы. Поскольку интерпретация метафор и фигур речи часто затруднена, воспитатели должны объяснять эти тонкости языка, когда они возникают. При передаче серии инструкций ребёнку с синдромом Аспергера необходимо делать паузу между каждым отдельным пунктом.

Ролевая игра поможет детям с синдромом Аспергера научиться понимать намерения и мысли других людей. Пострадавших детей следует поощрять останавливаться и думать, как будет чувствовать себя другой человек, прежде чем действовать или говорить. Их можно научить воздерживаться от произнесения каждой мысли.

Некоторые дети с болезнью Аспергера обладают хорошим наглядно-образным мышлением. Этим детям рекомендуется объяснять всё с помощью диаграмм и других иллюстраций.

Поощрение специальных навыков

Дети с синдромом Аспергера могут часто сосредоточиться на занятиях в течение нескольких часов без перерывов и продолжать эту концентрацию ежедневно в течение многих лет. Например, многие дети отказываются от занятий на музыкальном инструменте даже на несколько минут в день, а ребёнок с синдромом может наслаждаться ежедневными упражнениями часами.

Лечение

При правильном обучении таланты детей с синдромом Аспергера могут плодотворно развиваться. Соответственно, в раннем возрасте полезно выявлять и развивать особые интересы и способности ребёнка (например, к музыке или математике). Эти таланты также помогут ему заслужить уважение от одноклассников.

Родители и учителя должны применять творческие подходы к раскрытию навыков, способностей и талантов детей с болезнью Аспергера. Для развития таких талантов необходимо квалифицированное обучение.

Читайте также:  Что такое эгоизм и как строить отношения с эгоистами

Лечение и коррекция

Лечение детей с синдромом Аспергера заключается в «сглаживании» симптомов, препятствующих нормальной социализации. При этом, чем в более раннем возрасте оно будет начато, тем выше шансы на благоприятный исход. Лечение должно проводиться сразу несколькими специалистами из различных сфер, сочетаться с индивидуально разработанной программой воспитания и постоянно поддерживаться со стороны близких. Основная цель лечения – обучение ребенка эмоциональному взаимодействию с другими людьми, правильным речевым навыкам.

Выработка надлежащего социального поведения

Правильная организация педагогического и психологического подхода к ребенку с синдромом Аспергера в коллективе является основой для его дальнейшей социализации. При посещении обычной школы, такой ребенок все равно должен находиться под индивидуальным наблюдением. Посещение специализированных школ рекомендовано только при тяжелых формах расстройства и отсутствии эффекта от попыток коррекции поведения.

Реализация коммуникационных и языковых стратегий

Нейрокоррекция при синдроме Аспергера должна быть направлена на:

  • Обучение установлению и поддерживанию межличностных контактов;
  • Обучение контроля эмоций;
  • Профилактика и лечение сопутствующих психологических и психических расстройств;
  • Тренировка координации движений и улучшение восприятия сенсорных систем;
  • Практика нормального диалога, логопедические занятия;
  • Обучению базовым навыкам самообслуживания.

Большего эффекта удается достичь при вовлеченности в учебный процесс родителей ребенка, которые смогут помогать ему в освоении навыков не только на учебе, но и дома.

Поощрение специальных навыков

В зависимости от прогресса в лечении, люди с синдромом Аспергера могут осваивать различные профессии. В случае если ребенок смог научиться контролировать эмоции, поддерживать социальные связи, он может обучаться профессиональным навыкам. Желательно подбирать специальности, соответствующие особенностям пациента.

На протяжении жизни признаки синдрома Аспергера постепенно уменьшаются, облегчая социальную адаптацию пациентов. В случае успешно проведенной работы в детстве, такие люди могут практически ничем не отличаться от остальных уже во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что средняя продолжительность жизни у людей с данным синдромом не отличается от среднестатистической, пациенты чаще страдают сопутствующими депрессивными и аффективными расстройствами. Частота суицидов среди людей с синдромом Аспергера также выше, чем в популяции.

При отсутствии адекватной психологической и педагогической помощи в детском возрасте, личность практически гарантированно сформируется с глубокими дефектами в сфере социализации.