Развиваем логическое мышление

4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

Логика это хайп или мастхэв?

Люди верят новостям, совершают дорогие покупки в кредит, сильнее обычного нажимают на кнопку пульта, хотя понимают, что пришло время заменить батарейки.

Большинство людей необъективны, в основе их мыслей и слов — предубеждение, гордыня, подозрительность и страхи. Даже самые умные люди нередко принимают важные для них решения абсолютно нелогично.

«Нестабильное настроение и нелогичность являются главными слабостями человеческой натуры». (Джозеф Аддисон)

Привычки мышления во многом предопределяют жизнь человека. А логическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому нужно учиться.

Когда человек мыслит логически, он:

  • отделяет существенное от второстепенного;
  • оперирует четкими понятиями и конструкциями;
  • осмысливает и оценивает известные ему предпосылки, проверяет их достоверность;
  • исследует причинно-следственные связи между ними — рассуждает последовательно;
  • нацелен выстроить умозаключение и суметь обосновать его себе и окружающим.

Популярная идея: без логического мышления не обойтись программисту, инженеру, топ-менеджеру.

Но разве есть люди, которым не нужно уметь работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения?

Наш вывод — логика жизненно необходима любому человеку! Как только мы это поняли, пришла идея создать продукт, который принесёт ощутимую пользу любому человеку.

Развитие логического мышления у детей

Детское мышление достаточно сложно, поэтому во многих случаях бывает нелегко найти общий язык с ребенком, живущим в своем обособленном мире. Тем не менее, нужно правильно и продуманно осуществлять развитие мышления у детей, направлять его в нужное русло. Каждый нормальный ребенок с раннего возраста способен легко воспринимать и запоминать информацию, которая закладывает основы для его дальнейшего развития.

Развитие логического мышления у детей

Как уже отмечалось, до начала логического мышления малыши проходят предварительные этапы подготовительного уровня. Среди них следует отметить наглядно-действенное мышление, которое сохраняется до более позднего возраста. Поэтому дети так любят играть с кубиками, конструкторами и различными головоломками. Эти игры также оказывают свое действие на развитие логического мышления. Например, они помогают ребенку заранее спланировать свои действия. Нельзя строить слишком высокий дом из кубиков, потому что он все равно упадет и разрушится. Собирая пазлы, дети задумываются о назначении каждой детали и точно знают, что нельзя обойтись без любой из них. Таким образом, дети заранее мысленно моделируют возможные последствия.

Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у детей

На основании полученных знаний логическое мышление начинает развиваться еще в раннем возрасте. Ребенок все больше времени уделяет обдумыванию и планированию предстоящих действий, чтобы добиться желаемого результата. Родители должны всячески помогать ему в этом, используя развивающие книги, игрушки и другие методы, подталкивающие малыша к интенсивному и целенаправленному мышлению.

Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у детей

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

Читайте также:  Как перестать волноваться за ребенка и начать ему доверять

Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт обязательно должен учитываться при занятиях с ребенком. Несомненно, помощь взрослых необходима маленькому человечку, в первые годы жизни именно родители являются для него проводниками и посредниками в его познавательной деятельности. Однако не следует чрезмерно увлекаться упражнениями для умственного развития ребенка. Заставляя его заниматься через силу, можно получить обратный результат и погасить в ребенке познавательный интерес. Гораздо эффективнее стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагая ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям, но его предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

Часто в погоне за новейшими методиками умственного развития ребенка родители забывают о своей непосредственной роли в становлении черт характера и формировании правильных привычек у детей. А ведь появление в характере ребенка определенных качеств способно кардинально повлиять на его развитие в целом и на интеллектуальное развитие в частности. К примеру, в семьях, где родители по каждому поводу выказывают свое недовольство, выговаривают детям за малейшую провинность, дети растут скрытными и замкнутыми, а ведь общение и игры со сверстниками являются для ребенка одним из основных источников знаний об окружающем мире. Поэтому умственное воспитание ребенка подразумевает сочетание ласкового, доброжелательного обращения с дисциплиной и определенными требованиями к поведению и образу действий ребенка. Так, приучение к соблюдению порядка породит аккуратность и дисциплинированность, регулярные физические упражнения — выносливость и волю, посильная помощь в домашних делах приучит к труду, доведение до конца игры или занятия — к усидчивости и упорству. Уход за младшими детьми или домашними животными научит малыша проявлять чуткость и тепло по отношению к окружающим, ведь способность сопереживать и стремление помочь другим людям — одно из неотъемлемых качеств любого интеллектуально развитого человека.

Читайте также:  Неврастения: причины, клинические проявления, помощь

Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Дети дошкольного возраста

Это важный и ответственный период жизни ребенка перед школой. Ребенок практически полностью овладевает навыками письма, у него хорошо развита мелкая моторика пальцев. В тоже время продолжается формирование его личности, психики, характера. Он обладает определенным интеллектом.

Ребенок умеет пользоваться столовыми приборами, ножницами. Обладает знаниями о природе, временах года.

Для ребенка, находящегося в дошкольном возрасте, можно поставить следующие задачи:

  • Создание базовых знаний о предметах и явлениях.
  • Развитие простых знаний и навыков.
  • Углубление познавательных возможностей ребенка.
  • Продолжение совершенствования речи.
  • Учить думать.

Развитие речи происходит во время игровых мероприятий, обучающих и творческих тренингов. Необходимо следить за чистотой речи ребенка, за правильным использованием и построением слов в предложении.

Особенности умственной деятельности:

  • ощущение и восприятие ребенка; опираясь на них, происходит формирование знаний, которые имеют уже ярко выраженный характер;
  • основной формой мышления является способность подражать действиям родителей, создавать образы; к 7 годам ведущую роль обретает словесно-логическое мышление;
  • у ребенка начинает развиваться более свободная форма внимания.

Главным условием развития детей дошкольного возраста остается игра. В ней они отражают то, что видят в жизни взрослых. Проявляя фантазию, показывают свое видение происходящего.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк