Разные речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

Этиология речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основаниями, вызывающими нарушение речи у детей дошкольного возраста, могут быть следующие:

  • внутриутробные – болезни матери во время беременности отрицательно сказываются на развитии плода, вследствие чего могут возникать проблемы со своевременным развитием речи;
  • родовые травмы – произошедшие во время родов травмы могут вызвать как легкие нарушения речи, так и тяжелые пороки развития, где дефекты речи у детей будут очень существенными;
  • инфекционные болезни в раннем возрасте, сопровождающиеся тяжелым анамнезом;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственные болезни и особенности развития – патология мягкого и твердого неба, форма и величина зубов, состояние подъязычной уздечки;
  • неблагоприятные условия жизни.

Как видно, этиология происхождения речевых нарушений разнообразна, и каждый случай в практике уникален.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.
Как проявляется

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Читайте также:  50 полезных аффирмаций на каждый день

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Читайте также:  Как встретить свою любовь после 10 лет одиночества?

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Что включает в себя диагностика?

Существуют определенные нормы обретения малышами навыков распознавания, восприятия и воспроизведения словесной информации, а также мышления и памяти. При наличии выраженных отклонений либо в случае необходимости оценки имеющихся умений проводится диагностика развития речи младших школьников или дошкольников, в рамках которой специалист проверяет, способен ли ребенок:

  • выполнять те или иные действия согласно инструкции;
  • демонстрировать части предметов;
  • связно излагать свои мысли и описывать события из прошлого;
  • накапливать и использовать словарный запас;
  • применять правильно простые грамматические конструкции;
  • анализировать получаемую информацию;
  • пользоваться выразительными средствами языка;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • понимать простейшие пословицы и фразеологизмы;
  • осознавать многозначность слов и т.д.

Обследование проходит после детального изучения анамнеза у родителей в формате беседы и выполнения определенных практических заданий. Как правило, достаточно одной консультации для получения врачебного заключения, но в сложных случаях могут потребоваться дополнительные исследования.

Причины задержки речевого развития

Вызвать задержку в развитии речи могут биологические факторы (органические нарушения) и психологические (педагогическая запущенность).

Рассмотрим несколько основных биологических причин :

  1. Задержка речи у нормально развивающегося ребенка иногда может быть вызвана нарушениями слуха (тугоухость). Слух очень важен для правильного развития малыша, поэтому важно, если вы заметили какие то подозрения на сниженный слух у ребёнка, проверить у специалиста.
  2. ППЦНС (перенаталтное поражение центральной нервной системы). Это может быть связано с гипоксией во время беременности, родовые травмы, недоношеннсть.
  3. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: черепно – мозговые травмы, ядерная желтуха у новорождённых, частые инфекции, которые ослабили имуннитет ребёнка.
  4. Наследственнный фактор также играет роль: если кто то из родителей начал поздно говорить, то может и ребёнок поздно заговорить.
Читайте также:  Симптомы и лечение соматогенных психозов

Часто ЗРР появляется после заболеваний связанных с мозговыми оболочками. Также как прошли роды, не было ли асфикии, родовых травм.

Социальные факторы – это психологические причины задержки речевого развития:

  • Педагогическая запущенность – с ребёнком с рождения мало разговаривают, уделяют недостаточно внимания и воспитания, не занимаются ребёнком.
  • Тяжёлая психическая травма в раннем возрасте, постоянные стресссовые ситуации
  • Невостребованность речи – ребёнка слишком опекают, и угадывают все его желания наперёд, зачем ему стараться говорить, если мама и так знает что ему нужно.
  • Билингвизм – если семья двуязычная, то ребёнку трудно освоить сразу два языка, из за чего возникает задержка речи.

Также отмечаются сочетание, сразу нескольких факторов различного происхождения в задержки развития речи у детей.

Дизорфография

Есть и еще одна проблема письменной речи. Дизорфография – это устойчивая неспособность применять на практике правила орфографии. Признаком этого состояния являются частые орфографические ошибки у школьников, обладающих нормальным уровнем интеллектуальных способностей. Даже выучив наизусть правило, ребенок не может применить его на практике, поэтому ошибки повторяются вновь и вновь.

Причиной дизорграфии специалисты считают недостаточно развитые знания словообразовательного анализа, сниженную мотивацию к обучению, запоздалое развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, способности к анализу и синтезу).

Для решения всех этих проблем следует обратиться к специалистам. Логопедические занятия, построенные с учетом особенностей ребенка, помогут справиться с нарушениями, и в конечном итоге ваш школьник станет более успешным.

Кроме того, важно понимать тот факт, что сложности в освоении письменной речи значительно проще предотвратить, а не исправлять. Работу нужно начинать в дошкольном возрасте, до начала обучения письму. Хорошо развитая устная речь, своевременные консультации и занятия с логопедом помогут ребенку избежать многих трудностей во время учебы в школе.