Расстройства интеллекта

1.Формы интеллектуальных нарушений у детей……………………………….5

Восстановление интеллекта, памяти, внимания после инсульта

Частично мы уже затронули этот вопрос выше, когда говорили о восстановлении двигательных способностей. Ведь в человеческой психике все взаимосвязано: в процессе обучения ходьбе и всем другим движениям, вплоть до самых мелких и точных, неизбежно будут восстанавливаться и развиваться все психические функции. Но, конечно, требуются и специальные упражнения, направленные на развитие каждой конкретной сферы психики.

Объем нашей книги не позволяет подробно остановиться на этой проблеме, но существует поистине безбрежное море литературы, которая обязательно окажется для вас полезной. И в первую очередь вам нужно обратить внимание на всевозможные «развивающие» книги для детей дошкольного возраста. Там вы найдете немалое число заданий, обучающих методик, направленных на развитие мышления, внимания и памяти. Мы уже говорили о том, что не стоит пренебрегать всевозможными «детскими» занятиями, вроде лепки из пластилина или рисования. К этому можно добавить множество других «развлечений». Особенно полезны так называемые «пальчиковые игры»: вы наверняка знаете хотя бы одну из них-знаменитую «Сороку-воровку». Подобным образом можно «разыгрывать» практически любые стишки, сопровождая их чтение различными движениями пальцами (можно сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щелкать ими и так далее). При частом повторении больной вместе с вами заучивает стишок наизусть (упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами повторять все жесты (тренирует внимание), а все манипуляции, которые вы производите с его пальцами (поочередное их сгибание, как в той же «Сороке-воровке», легкое поглаживание или растирание), оказывают сильнейшее стимулирующее воздействие на восстановление речи (известно, что на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга).

Многие упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей, можно проводить с больным «без отрыва от производства»: во время уборки в его комнате, за едой, в ванной вы можете, например, играть с ним «в слова». Вариантов этой игры существует великое множество; тот, который запомнился мне со времен собственного раннего детства, назывался «грузить пароход». Правила просты: вы «нагружаете пароход» всеми пришедшими вам на ум предметами, название которых начинается с буквы «А» (или «Д», или «Ю». ). Выигрывает тот, кто «нагрузит свой пароход» большим количеством предметов. Другой известный вариант — игра «в города»: вы говорите одно название, ваш партнер должен вспомнить город, название которого начинается с той же буквы, на которую заканчивалось название первого (то есть вместе вы выстраиваете цепочку вроде «Армавир — Ржев — Вашингтон» и так далее). По ходу дела задание можно усложнять: например, называть города только какой-то одной страны или континента.

Читайте также:  Как вести себя на собеседовании: основные психологические приемы

Можно играть в синонимы или антонимы (то есть подбирать слова со сходным или противоположным значением), сочинятькоротенькиестишки(строчку-вы, строчку-ваш партнер). Впрочем, перечисление всех возможных занятий такого рода можно продолжать до бесконечности; общая идея вам, наверное, ясна. Главное — постараться заполнить самыми разными упражнениями «для ума» каждую свободную минутку больного.

«Восстановление интеллекта, памяти, внимания после инсульта» статья из раздела Инсульт

Использованные источники:

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :  Лечение инсульта левой стороны тела  Чем кормить людей перенесших инсульт  Каштаны при инсульте  Кедровая настойка на водке от инсульта

Виды интеллектуальных и мнестических нарушений

В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:

  • гипермнезию — невозможность выделить главные события от второстепенных при повышенной запоминаемости;
  • гипомнезию — ослабление памяти в целом;
  • ретроградную амнезию – утрата воспоминаний, предшествующих началу заболевания;
  • фиксационную амнезию – отключение кратковременной памяти;
  • прогрессирующую амнезию – постепенное стирание памяти.

Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.

При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.

Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.

Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.

Дементивный синдром

Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.

В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.

Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.

У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.

Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.

Читайте также:  Как безболезненно пережить развод с мужем: советы психолога

Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:

  • астенический – это нестабильное поведение и неадекватная реакция на обычные события и вещи, истощающие нервно-психические и физические силы больного, без снижения умственных способностей;
  • эйфорический – благодушная суетливая бестолковость, с взрывами злобы и гнева, переходящими в депрессивно-слезливое состояние;
  • при эксплозивном варианте к признакам первых двух типов добавляется ослабление воли, нарушение памяти и тяга к алкоголю;
  • в случае апатического варианта наблюдается резкое снижение памяти и интеллекта, безволие и равнодушие к происходящему.

Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.

Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.

Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.

Олигофрения имеет три стадии:

  1. Дебильность – легкая степень умственной и психической неполноценности, при которой развитие взрослого человека соответствует 12-летнему возрасту.
  2. Имбецилы остаются на всю жизнь на уровне 3-7-летнего ребенка. Речь их примитивна, но понятна. Поведение не агрессивно.
  3. Идиотия – тотальное слабоумие, при котором не формируется личность, умственные способности соответствуют 3-годовалому ребенку, требуется постоянный уход и контроль за поведением.

Диагностика Расстройств интеллекта:

Основным методом исследования интеллекта является расчет коэффициента интеллектуальности, который устанавливается на основании тестирования (IQ). Коэффициент рассчитывается, исходя из деления умственного возраста (числа правильных ответов, данных индивидом) на хронологический возраст (числа правильных ответов в среднем, характерных для данного возраста) и умножения на 100.

Тем не менее тесты на интеллектуальность должны учитывать специфику культуры и этноса. Существуют такие этнические группы, которые не ценят абстрактные знания, а опираются в своих оценках на практическую сторону, поэтому хотя их представители будут показывать низкие коэффициенты, на самом деле они могут быть более успешными в адаптации, особенно в стрессорных условиях среды.

Течение психоорганического синдрома

Традиционно выделяют четыре типа течения психоорганического синдрома:

  • Астенический вариант
  • Эйфорический вариант
  • Эксплозивный вариант
  • Апатический вариант

Астенический вариант психоорганического синдрома

Встречается очень часто. Основные симптомы: пониженное самочувствие, раздражительность, повышенная физическая и психическая утомляемость, нарушения сна и аппетита, возможна слезливость. Грубых нарушений памяти и интеллекта не наблюдается. Астенический вариант – показатель не грубых повреждений в работе мозга.

Читайте также:  Комплекс Электры: «женский» аналог Эдипова комплекса

Эйфорический вариант психоорганического синдрома

Характеризуется повышением настроения с беспечностью и благодушием. Нарушения памяти могут выраженными, но обращает на себя внимание не критичность к своему состоянию. Эйфорический вариант всегда говорит о выраженных повреждениях в структуре центральной нервной системы.

Эксплозивный вариант психоорганического синдрома

Отличается преобладанием неустойчивого настроения, доходящего до агрессивности. Типична вспыльчивость по незначительному поводу. От приступов раздражительности страдают сами заболевшие и, еще больше, их окружение. При не грубых вариантах пациент «срывается» только в среде близких (дома, коллеги на работе), при выраженных повреждениях в работе головного мозга и снижении критичности и утрате возможности сдерживаться раздражительность может проявляться в любой ситуации (в транспорте, на улице и т.д.).

Апатический вариант психоорганического синдрома

Проявляется апатией, утратой побудительной деятельности, сужением круга интересов. К своему будущему и судьбе своих родных им нет интереса. Заболевшие перестают следить за собой, ведут пассивный образ жизни, полностью зависят от своих близких. Апатический вариант психоорганического синдрома сопровождается выраженными нарушениями памяти и интеллекта.

В клинике Брейн Клиник осуществляется обследование, лечение и реабилитация пациентов с психоорганическим синдромом.

Большой опыт работы специалистов и ведение научной деятельности в области психоорганических изменений

дает высокий результат в лечении и позитивный прогноз.

Звоните +7 495 135-44-02

Мы обязательно поможем Вам.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

  • Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
  • Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
  • Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
  • Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
  • Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
  • Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.