Психомоторное возбуждение: виды, симптомы, терапия

Психомоторное возбуждение возникает при острых нарушениях психики и проявляется повышенной двигательной активностью, которая может сопровождаться растерянностью, тревогой, агрессивностью, весельем, галлюцинациями, помрачением сознания, бредовым состоянием и т. п. Подробнее о том, что собой представляет данное состояние, из-за чего оно может произойти и каким образом лечится, будет рассказано далее в статье.

Эмоции, воля, моторика

Алкоголизм & Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ). Эмоции – одна из важнейших составляющих психики, которая дает чувственно окрашенную общую оценку внутреннего состояния человека и сложившейся ситуации.

Эмоции – внутренние чувства человека, они недоступны непосредственному наблюдению. Эмоции оценивают по их внешнему выражению — аффекту, поэтому термины «эмоциональный» и «аффективный» рассматриваются как синонимы. Как уже сказано, эмоции во многом определяют поступки человека, непосредственное управление поведением осуществляет воля.

Воля – основной регулирующий механизм поведения, который позволяет сознательно планировать нашу деятельность, преодолевать возникающие на пути препятствия, удовлетворять существующие потребности (влечения) в такой форме, чтобы это способствовало большей адаптации.

Слабость воли как свойство личности или как проявление психического заболевания, с одной стороны, не позволяет человеку планомерно удовлетворить свои потребности, а с другой – приводит к немедленному удовлетворению любой возникающей потребности в такой форме, что это противоречит требованиям общества и вызывает дезадаптацию.

Набор потребностей у каждого человека индивидуален, хотя называют несколько основных потребностей (влечений), имеющих большое значение почти для всех людей: потребность в пище, сексуальное влечение, инстинкт самосохранения, потребность в общении и взаимодействии с другими, стремление сохранить семью и потомство (родительский инстинкт).

При психических заболеваниях может происходить усиление, ослабление и извращение одного или нескольких влечений. Расстройства воли и влечений могут сочетаться у одного больного или возникать отдельно друг от друга.

У здорового человека моторика (движения) не является самостоятельной сферой психики, поскольку каждое движение человека есть продолжение его внутренней психической жизни. Так, мимические движения выражают внутреннее эмоциональное состояние, движения языка и гортани передают мысли человека в виде речи, руки отрезают кусок хлеба, чтобы удовлетворить пищевую потребность, ноги помогают убежать от опасности.

Таким образом, при психических заболеваниях чаще наблюдаются психомоторные расстройства, которые вторичны по отношению к нарушениям в других психических сферах (восприятие, сознание, мышление, эмоции).

Однако у больных шизофренией возникают состояния, при которых нарушается единство психических процессов, а двигательная сфера приобретает некоторую самостоятельность (автономность). Такие состояния возникают в рамках кататонического и гебефренического синдромов, при них наблюдаются чисто моторные расстройства, не связанные с какими-либо внутренними психическими переживаниями.

Читайте также:  Игромания — болезнь. Как лечить простыми и не простыми способами?

Акселерация

Акселерация — ускорение (в среднем на 1-2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма. Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на ‘/2~1 Г°Д всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми. Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием «взрослых» черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — «маленькие старички» при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.). Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

Применение препаратов в зависимости от вида психоза

Как правило, вновь поступившему больному назначают общеседативные препараты, но после уточнения диагноза, дальнейшее купирование психомоторного возбуждения будет напрямую зависеть от его вида. Так, при галлюцинаторно-бредовом возбуждении назначаются препараты «Галоперидол», «Стелазин», а при маниакальном эффективны средства «Клопиксол» и «Оксибутират лития». Реактивное состояние снимается препаратами «Аминазин», «Тизерцин» или «Феназепам», а катотоническое возбуждение излечивается препаратом «Мажеприл».

Специализированные медикаменты сочетают при необходимости с общеседативными, корректируя дозу.

Оказание помощи по иммобилизации больного

Психомоторное возбуждение, симптомы которого были рассмотрены выше, часто требует применения мер стеснения. Для этого обычно требуется помощь 3-4 человек. Они подходят сзади и с боков, удерживают руки пациента прижатыми к груди и резко подхватывают его под колени, укладывая таким образом на кровать или кушетку, предварительно отодвинутую от стены, чтобы к ней можно было подойти с 2-х сторон.

Если больной оказывает сопротивление, размахивая каким-либо предметом, то помощникам рекомендуют держать перед собой одеяла, подушки или матрацы. Один из них должен набросить одеяло на лицо больному, это поможет уложить его на кровать. Иногда приходится удерживать голову, для чего на лоб накидывают полотенце (лучше всего влажное) и притягивают за концы к кровати.

Оказание помощи по иммобилизации больного

Важно при удерживании проявлять осторожность, чтобы не нанести повреждений.

С чем связана повышенная раздражительность у маленьких детей?

Воскресенье, 22 Августа 2010 г. 14:38 + в цитатник

Родители с детьми постарше знают, что примерно в полтора-два года у малышей могут проявляться неприятные симптомы — повышенная возбудимость, вспышки истерики — другими словами, раздражительность. Длиться подобные проявления могут максимум лет до пяти, после чего можно немного расслабиться — вплоть до переходного возраста.

Нужно понимать, что причины раздражительности у детей могут быть самыми разными. Поэтому пристальное внимание родителей просто необходимо. Итак, держим руку на пульсе и пытаемся разобраться, что же вызывает агрессию у малышей в этом возрасте. Каковы причины раздражительности в раннем возрасте?

Причин повышенной раздражительности у ребенка в этом возрасте масса. В первую очередь — желание привлечь к себе внимание, перетянуть одеяло на себя. Ребенок уже достаточно развит, чтобы общаться с окружающим миром, и желать быть его центром, особенно для своих родителей.

Кроме этого, причиной истерики может стать повышенное чувство расстройства — когда у ребенка что-то не получается, когда его оставили без внимания или ввели в действие ненавистный запрет на любимые игры или прогулки.

Дети контактные страдают подобными вспышками гораздо реже, чем более замкнутые и нервные, поэтому ко вторым нужно проявлять особое внимание и, что называется, догадываться по контексту.

Читайте также:  Когнитивно-поведенческая психотерапия алкоголизма

Еще одна причина — неудовлетворенные физиологические потребности — это может быть банальная усталость — нехватка сна или чувство голода. Ребенку сложно проанализировать свои ощущения и просто попросить о внеочередном приеме пищи или отправиться взбивать подушку. Гораздо проще малышу устроить небольшую сценку, когда любимые родители сбегутся на призывные крики и решат все его проблемы.

Отдельного внимания заслуживают причины медицинского характера — это может быть болезнь, нарушение органов восприятия — зрения или слуха, побочные действия лекарств, а также проблемы и нездоровая обстановка в семье.

Среди сугубо медицинских причин, вызывающих повышенную раздражительность у детей значатся следующие:

* Инфекционные болезни * Низкий уровень сахара * Непереносимость определенных продуктов * Тяжелые формы аллергии * Эмоциональные проблемы — дискомфорт, психологические проблемы

Как помочь ребенку?

Будет лишним напомнить, что при подозрении на любую из перечисленных причин родителям не помешает обратиться к специалисту — врачу или психологу. Всегда лучше перестраховаться, чем переживать и подозревать худшее.

Но сваливать всю ответственность на внешние факторы и специалистов тоже неверно, со многими ситуациями родители вполне могут справиться самостоятельно. Главный секрет — систематичность в воспитании, доверие и море внимания к самым незаметным деталям в поведении малыша. Читайте больше литературы, следите за поведением ребенка, обменивайтесь опытом — живите интересами детей, и на многие волнующие вопросы найдутся соответствующие решения.

Если же беспокойные дети живут по-соседству или в семьях ваших знакомых, и вы знаете, что атмосфера в их доме неадекватна или даже опасна, следует немедленно обратиться в органы опеки, не оставляя проблему без решения. Иногда на счету может быть каждая минута, а один звонок не так сложно сделать даже из офиса или по дороге в магазин. В каких случаях лучше обращаться в врачу?

Есть несколько признаков, при проявлении которых стоит незамедлительно отправляться к врачу вместе с малышом:

1. Ребенок неадекватно рассчитывает силу — близок к тому, чтобы нанести себе или окружающим травму 2. Приступы все чаще случаются в общественных местах — особенно в садике, в транспорте. Ребенок, очевидно, теряет контроль над собой, и даже привычные сдерживающие факторы перестали действовать. 3. Ребенок проявляет повышенную раздражительность чаще одного раза в день на протяжении двух-трех недель. 4. Вы понимаете, что дошли до предела и не готовы самостоятельно справляться с подобной агрессией, оставаясь хладнокровным «воспитателем». Этот пункт важнее, чем обычно думают родители, ведь речь идет лишь о них. Но без четкого представления о своих действиях и «холодной головы» решать чужие проблемы невозможно и пора твердо просить о помощи.

Источники: Комментариев пока нет!