Причины подросткового суицида: как спасти детей?

Суицидальное поведение включает в себя мысли о самоубийстве, попытки покончить с собой и собственно суицид. В основном эта проблема возникает у подростков и молодежи в возрасте 15-25 лет. Взрослые люди лишают себя жизни преимущественно после 70 лет.

Ненужность как главная причина суицидальных мыслей

Главное чувство, которое определяет у человека желание жить – это нужность. Я нужен этому миру, людям, которые меня окружают. Самое важное, что слышно в рассказах о себе у тех, кто приходит кто мне за помощью в связи с суицидальными мыслями, – это острое чувство ненужности. Не одиночества, а именно ненужности. «Я никому не нужен», «Я всем мешаю, без меня будет лучше», — это наиболее часто используемые фразы в речи. Причиной этого чувства является поведение близких людей, и, в первую очередь, родителей. В этот непростой период для всей семьи очень важно быть внимательным к собственной речи. Высказанные в запале слова «да кому ты вообще нужен», «зачем я тебя родила», «ты только нервы трепать умеешь», «как тебя земля только носит» и другие в таком духе не только наносят подростку сильную психологическую травму, но и могут быть пусковыми для того, чтобы он осуществил задуманное.

Быть нужным – это еще и про личные отношения. Подростковый возраст – это время первой влюбленности и потери, это обострение отношений с друзьями, в силу невозможности контролировать перепады настроения. Каждая неудача в личных отношениях обостряет чувства, ранит и делает подростка еще более уязвимым. В такие моменты ему как никогда нужна поддержка и понимание родных. И даже если он кричит на вас, обвиняя в своих бедах, помните, что, скорее всего, это просто способ выразить всю силу своей боли. Сейчас по-другому он не умеет. Но ваше спокойное, внимательное, доброе, искреннее участие, понимание и любовь, помогут ему пройти этот путь и найти другие способы выражения своих чувств и силы их пережить.

Очень сильно подчеркивает ненужность равнодушие окружающих. В школе никто не обращает внимание на плохое настроение подростка, подавленное состояние, плаксивость. На кружках и секциях оставляют незамеченными участившиеся случаи пропусков занятий, жалобы на головную боль, снижение физической активности. Дома… Самое страшное, когда равнодушие проявляется дома. Когда ты приходишь домой, и никому не интересно, как ты себя чувствуешь, что произошло, где ты был, как ты выглядишь, ел ты сегодня или нет. Присоединяясь к недовольству собой, разочарованности в жизни, потери смысла, равнодушие толкает подростка в пропасть.

«Я плакала, потому что мне было очень обидно и больно, но все проходили мимо. Ни один учитель не подошел ко мне. Представляете, никто, даже N, которая всегда ко всем подходит. Как будто я пустое место. От этого стало невыносимо тяжело и больно». 

Никому не пожелаешь испытать такие чувства. А ведь нужно-то было всего лишь остановиться и спросить, в чем дело, что случилось. Такая малость, а так много значит. Если вы видите, что подросток предоставлен сам себе, у него подавленное настроение, есть признаки физической слабости, бледность кожи, заплаканные глаза или слезы, не проходите мимо. Возможно, вы спасёте чью-то жизнь.

Проведение лечения

Каждый больной страдает по-своему, соответственно и лечение подбирается в индивидуальном порядке. Чаще всего это медикаменты и психотерапевтическое воздействие. Чтобы улучшить состояние больного, прописывается ряд транквилизаторов и нейролептиков.

Тем, кто не знает, как избавиться от суицидальных мыслей, можно провести специальное лечение. К терапевтическим методам относится, прежде всего, разговорная часть, при которой проводятся беседы с человеком. Это оказывает положительное действие, человек успокаивается и пытается разобраться в собственных переживаниях, что предотвращает рецидивы проявления суицида. Если возникает необходимость, то привлекаются к беседам близкие и родные, хорошего результата удается добиться групповой терапией.

Проведение лечения

Лучшим решением суицидальной проблемы становится осуществление диагностики данного состояния. Человеку оказывается психологическая поддержка, а полученные знания он сможет в дальнейшем использовать для решения проблем, неизменно появляющихся на жизненном пути.

Что может помочь преодолеть суицидальные мысли у ребенка?

  • Любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребенок — это не собственность, и родители — не хозяева, чтобы диктовать поведение ребенка, принимать за него все решения и т.д. С детства постепенно нужно учить и давать ребенку больше самостоятельности, приучать нести ответственность.
  • Собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми трудностями.
  • Литература, кино. Читая вместе с ребенком или рекомендуя ему те или иные книги или фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других. Лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, юмор, предпринимают попытки выхода из ситуации. Очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, за ужином, за вечерним чаем — пусть это будет доброй традицией.
  • Добрые дела. Ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может быть нужна его помощь. С раннего детства можно приучать ребенка кормить птиц, выносить дворовой собаке воду и косточки, ухаживать за домашними питомцами. Это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна.
  • Спорт, музыка и другие увлечения. С детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов, новых знакомств. Расширяйте кругозор ребенка, посещайте выставки, музеи, экскурсии, смотрите разные передачи — в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его дальнейшую жизнь. Если не получилось с музыкой, попробуйте танцы, не получилось с танцами, запишись в бассейн, не вышло с бассейном — в археологический кружок.

И нельзя не сказать о том, что в доме должна быть благоприятная для проживания обстановка: мир и лад в семье, своя комната или свой «угол» у ребенка, чистота и порядок. Ребенок должен полноценно питаться, соблюдать режим, полноценно отдыхать. Взрослые, живя подчас в бешеном темпе, забывают о необходимости этих простых условий развития ребенка.

Как отличить истинное намерение от манипулирования?

Различают три вида суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Демонстративное суицидальное поведение носит театральный характер. Это форма эмоционального шантажа, с помощью которого ребенок пытается манипулировать окружающими, чтобы получить их интерес и внимание, добиться сочувствия, уйти от наказания за совершенный проступок, отомстить за нанесенную обиду. Если дело заходит дальше угроз, то попытка самоубийства происходит в явном расчете на спасение и редко заканчивается смертью.

Аффективный суицид носит спонтанный характер и всегда происходит в моменты сильнейшего психоэмоционального напряжения, на пике негативных эмоций. Суицид в состоянии аффекта может быть спектаклем, рассчитанным на «благодарных зрителей», но также может оказаться хоть и мимолетным, но истинным намерением. Предсказать эти попытки сложнее всего.

Наиболее опасным является истинный суицид, который чаще всего приводит к смерти. В этом случае подросток долго вынашивает замысел, ищет самые эффективные способы уйти из жизни, выбирает время и место, где ему не смогут помешать. При демонстративном суицидальном поведении обычно используют отравление неядовитыми веществами, порезы вен, имитацию попыток повешения. При истинном – в подавляющем большинстве случаев выбирают самоповешение и прыжки с высоты.

Распространенный миф гласит: человек, действительно собирающийся наложить на себя руки, не говорит об этом, не демонстрирует свои намерения, наоборот, тщательно скрывает их, молчит. Это не так. Большинство подростков, которые собираются покончить с собой, предупреждают об этом окружающих: прямо или намеком. Потому нельзя оставлять без внимания любые слова или фразы, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью. Даже если вы понимаете, что ребенок прибегает к эмоциональному шантажу и угрозам с целью напугать, произвести впечатление, обратить на себя внимание, вытребовать поблажки или материальные ценности. Такое поведение – не норма, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем. Каких именно? Это сможет установить только специалист.

Читайте также:  Как восстановить организм после амфетамина

Если вы не знаете к кому обратится за помощью, начните с посещения психолога. Будьте готовы к тому, что, если уже были попытки суицида и существует хоть малейшая опасность их повторения, вас могут направить на консультацию к психиатру. В этом случае гораздо важнее сохранить жизнь ребенка, чем реноме в глазах окружающих. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее сможете изменить ситуацию.