1. Определение понятий «девиация», «поведение», «девиантное или отклоняющееся поведение»
Психология девиантного поведения
Есть много разных теорий о том, что заставляет человека вести себя по-разному, в их числе биологические, социологические и психологические объяснения.
- Согласно социологической теории подобный образ действий возникает в результате неудачного опыта социализации. Это крайне негативно сказывается на личности.
- В основе биологических теорий лежит предположение, что некоторые люди рождены с изъянами, обуславливающими их асоциальное поведение.
- Меж тем психологическая наука использует совсем другой подход.
Все психологические подходы к девиации имеют несколько важных общих черт.
- Во-первых, индивид принимается за первичную единицу анализа. Это означает, что психологи считают, что люди несут полную ответственность за свои преступные или девиантные действия.
- Во-вторых, каждая личность влияет на действия других людей, являясь основным мотивационным элементом.
- В-третьих, преступники и нарушители спокойствия считаются страдающими от недостатка внимания, что означает, что преступления являются результатом ненормальных, дисфункциональных или неадекватных психических процессов внутри личности.
- В конце концов, эти дефектные или ненормальные психические процессы могут быть вызваны различными причинами, в том числе больным умом, неправильным обучением или воспитанием, отсутствием подходящих образцов для подражания или сильным присутствием и влиянием неподходящих моделей.
Основываясь на этих допущениях, психологические объяснения девиантноости опираются на три основные теории: психоаналитическую, когнитивного развития и теорию обучения.
Психоаналитическая теория
Разработана Зигмундом Фрейдом, утверждавшим, что у всех людей есть естественные побуждения и побуждения, которые подавляются бессознательно. Кроме того, у всех людей есть криминальные тенденции, однако они сдерживаются процессом социализации.
У ребенка, который не был должным образом социализирован, может развиться расстройство личности, пробудив антисоциальный импульс, который может управлять им как внутри, так и снаружи. Тот, кто направляет его внутрь, становится невротиком, а тот, кто направляет его наружу, становится преступником.
- Проявление девиантного поведения у …
- Calaméo — Причины и способы преодоления …
- Психолого-педагогические технологии …
- девиантное поведение подростков их …
Теория когнитивного развития
Согласно теории когнитивного развития, причиной преступного и девиантного действия может стать то, что человек думает о законе и как нему относится. Лоуренс Колберг, психолог развития, предположил, что существует три уровня моральных рассуждений.
- Первый этап (предусловный) проходится в середине детства, когда моральные рассуждения, основанные на послушании и избегании наказания.
- Второй этап называется условным уровнем и проходится в подростковом возрасте. В этот период моральные рассуждения основаны на ожиданиях, которые на ребенка возлагает семья и другие значимые для него взрослые.
- Третий уровень морального мышления (пост-общепринятый) достигается в юношеском возрасте, когда люди могут выйти за рамки социальных условностей. То есть они ценят законы общества.
Люди, которые застряли в своем моральном развитии, не могут пройти через эти фазы и в результате становятся извращенцами или преступниками.
Теория обучения
Теория обучения основана на принципах поведенческой психологии, гипотезы о том, что поведение человека формируется на последствиях или вознаграждениях. Иными словами, люди учатся отклоняющимся от нормальных и преступным действиям у других людей, наблюдая получаемую выгоду или последствия их действий.
Например, человек может наблюдать за своим знакомым, спрятавшим и не оплатившем на кассе какой-то предмет: будет друг наказан за свои действия или вознаграждён, безнаказанно завладев украденным? Люди более склонны к краже, когда уверены в своей безнаказанности, в том числе видя безнаказанность других.
Согласно этой теории негативное поведение может быть устранено путем лишения награды и последовательным наказанием за проступки.
Виды девиантного поведения
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в форме:
а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Что такое девиантное поведение
Под девиантным поведением
принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.
Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.
Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.
Методы коррекции
Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

- Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
- Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
- Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
- Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
- Выработать адекватное поведение в коллективе.
- Развить умение справляться с проблемами.
- Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
- Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
- Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
- Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
- Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.
Причины расстройств поведения
Принято выделять несколько групп причин, в связи с которыми могут диагностироваться поведенческие расстройства:
- Физиологические (шизофрения, эпилепсия и другие психические расстройства)
- Психологические (подавленное состояние, заниженная самооценка, перекладывание вины на других людей)
- Социальные (негативный опыт взаимодействия с другими людьми).
- девиантное поведение — Docsity
- Возможности библиотерапии и терапии …
- Сущность понятия «Девиантное поведение …
- Calaméo — ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ …
Перед тем, как формировать комплексную программу лечения, специалисты устанавливают причины, в связи с которыми развивается расстройство.
Проблемы девиантного поведения у подростков и причины его появления
На проблеме девиантного поведения у подростков, которая в настоящее время приобрела массовый характер, сфокусировано пристальное внимание социальных педагогов, медиков и психологов. Под данным термином понимают форму поведения, которая противоречит установленным в социуме правовым или нравственным нормам.
Следует понимать, что девиантное поведение, это более сложное явление, нежели просто нарушение социальных устоев. Оно имеет сложную природу и обуславливается широким спектром разнообразных факторов, под воздействие которых попадает личность подростка находящаяся на стадии становления. При этом такие поведенческие проявления могут стать причиной серьезных проблем в будущем.
Вот несколько условий и причин, обуславливающих появление отклонений в характере подростков.
В первую очередь этому способствует индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних в т.н. переходной период, когда в характере детей происходят своеобразные эмоционально-волевые сбои. Девиации в этот период носят временный характер, через несколько лет подростки проходят этот период, восстанавливая в своем характере рамки взрослого и адекватного поведения. В тоже время ненормативное позиционирование ребенка в обществе может продолжаться довольно долго, если в семье присутствуют жесткие нарушения родительско-детских отношений.
Многие дети в подростковом возрасте отличаются наличием т.н. акцентуаций – чрезмерно выраженными чертами характера. В тоже время, несмотря на наличие усиленных черт, всегда присутствуют и уязвимые стороны характера. Такой дисбаланс в психологическом портрете не означает наличия девиаций, но повышает возможный риск отклонений из-за меньшей устойчивости психики против неблагоприятного влияния извне. Именно поэтому столь важно определить уязвимые места в характере ребенка в предподростковом возрасте, что бы быть готовым к возможным проблемам в дальнейшем. В данном вопросе помогают различные диагностические методики
Катализатором девиантного поведения нередко является бурно проистекающий кризис в подростковом возрасте. Активное стремление к взрослой жизни, разбивающееся о противоречия физиологического, психологического и социального характера, определяет неадекватность реакций при взаимодействии с окружающими. В этом случае особо важную роль играет правильное реагирование на проблему родителей и учителей, т.к. в противном случае вызывающее поведение может укорениться в характере подростка.
Провоцировать отклонения в поведении ребенка может неблагоприятное влияние стихийно-группового общения. Все подростки тяготеют к небольшим организованным коллективам, здесь же они получают возможности для самореализации и самоутверждения. В этом случае все зависит от того, в какую компанию попадет ребенок. Если же родители хотят пресечь общение ребенка с той или иной компанией, то делать это нужно с «хирургической» аккуратностью, грамотно взаимодействуя со своими детьми.
Нередко проблемы девиантного поведения у подростков обусловлены школьной дезадаптацией. Причиной этому служат грубые педагогические ошибки, в большинстве случаев допущенные еще на ранних стадиях обучения и особо остро раскрывающиеся в подростковом возрасте. Именно поэтому столь важно следить за тем, как ребенок адаптируется к школе с первых дней ее посещения. Родители обязательно должны расспрашивать его о его повседневности, взаимоотношениях с учителями и пр. Если ребенок отказывается идти на откровенный диалог с родителями, разузнать о его внутренних проблемах можно при помощи арт-терапевтических средств
, о которых уже шла речь в других разделах сайта.