Лечение расстройства поведения в клинике

1. Определение понятий «девиация», «поведение», «девиантное или отклоняющееся поведение»

Психология девиантного поведения

Есть много разных теорий о том, что заставляет человека вести себя по-разному, в их числе биологические, социологические и психологические объяснения.

  1. Согласно социологической теории подобный образ действий возникает в результате неудачного опыта социализации. Это крайне негативно сказывается на личности. 
  2. В основе биологических теорий лежит предположение, что некоторые люди рождены с изъянами, обуславливающими их асоциальное поведение. 
  3. Меж тем психологическая наука использует совсем другой подход. 

Все психологические подходы к девиации имеют несколько важных общих черт.

  • Во-первых, индивид принимается за первичную единицу анализа. Это означает, что психологи считают, что люди несут полную ответственность за свои преступные или девиантные действия.
  • Во-вторых, каждая личность влияет на действия других людей, являясь основным мотивационным элементом.
  • В-третьих, преступники и нарушители спокойствия считаются страдающими от недостатка внимания, что означает, что преступления являются результатом ненормальных, дисфункциональных или неадекватных психических процессов внутри личности.
  • В конце концов, эти дефектные или ненормальные психические процессы могут быть вызваны различными причинами, в том числе больным умом, неправильным обучением или воспитанием, отсутствием подходящих образцов для подражания или сильным присутствием и влиянием неподходящих моделей.

Основываясь на этих допущениях, психологические объяснения девиантноости опираются на три основные теории: психоаналитическую, когнитивного развития и теорию обучения.

Психоаналитическая теория

Разработана Зигмундом Фрейдом, утверждавшим, что у всех людей есть естественные побуждения и побуждения, которые подавляются бессознательно. Кроме того, у всех людей есть криминальные тенденции, однако они сдерживаются процессом социализации.

У ребенка, который не был должным образом социализирован, может развиться расстройство личности, пробудив антисоциальный импульс, который может управлять им как внутри, так и снаружи. Тот, кто направляет его внутрь, становится невротиком, а тот, кто направляет его наружу, становится преступником.

Теория когнитивного развития

Согласно теории когнитивного развития, причиной преступного и девиантного действия может стать то, что человек думает о законе и как нему относится. Лоуренс Колберг, психолог развития, предположил, что существует три уровня моральных рассуждений.

  1. Первый этап (предусловный) проходится в середине детства, когда моральные рассуждения, основанные на послушании и избегании наказания.
  2. Второй этап называется условным уровнем и проходится в подростковом возрасте. В этот период моральные рассуждения основаны на ожиданиях, которые на ребенка возлагает семья и другие значимые для него взрослые.
  3. Третий уровень морального мышления (пост-общепринятый) достигается в юношеском возрасте, когда люди могут выйти за рамки социальных условностей. То есть они ценят законы общества.
Читайте также:  Как настоящий момент делает нас счастливее?

Люди, которые застряли в своем моральном развитии, не могут пройти через эти фазы и в результате становятся извращенцами или преступниками.

Теория обучения

Теория обучения основана на принципах поведенческой психологии, гипотезы о том, что поведение человека формируется на последствиях или вознаграждениях. Иными словами, люди учатся отклоняющимся от нормальных и преступным действиям у других людей, наблюдая получаемую выгоду или последствия их действий.

Например, человек может наблюдать за своим знакомым, спрятавшим и не оплатившем на кассе какой-то предмет: будет друг наказан за свои действия или вознаграждён, безнаказанно завладев украденным? Люди более склонны к краже, когда уверены в своей безнаказанности, в том числе видя безнаказанность других.

Согласно этой теории негативное поведение может быть устранено путем лишения награды и последовательным наказанием за проступки.

Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

Виды девиантного поведения

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:

— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Что такое девиантное поведение

Под девиантным поведением

принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Читайте также:  Близнецы — характеристика знака зодиака

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Методы коррекции

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

Методы коррекции
  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Причины расстройств поведения

Принято выделять несколько групп причин, в связи с которыми могут диагностироваться поведенческие расстройства:

  1. Физиологические (шизофрения, эпилепсия и другие психические расстройства)
  2. Психологические (подавленное состояние, заниженная самооценка, перекладывание вины на других людей)
  3. Социальные (негативный опыт взаимодействия с другими людьми).

Перед тем, как формировать комплексную программу лечения, специалисты устанавливают причины, в связи с которыми развивается расстройство.

Проблемы девиантного поведения у подростков и причины его появления

На проблеме девиантного поведения у подростков, которая в настоящее время приобрела массовый характер, сфокусировано пристальное внимание социальных педагогов, медиков и психологов. Под данным термином понимают форму поведения, которая противоречит установленным в социуме правовым или нравственным нормам.

Следует понимать, что девиантное поведение, это более сложное явление, нежели просто нарушение социальных устоев. Оно имеет сложную природу и обуславливается широким спектром разнообразных факторов, под воздействие которых попадает личность подростка находящаяся на стадии становления. При этом такие поведенческие проявления могут стать причиной серьезных проблем в будущем.

Читайте также:  8 неизбитых способов зарядиться энергией

Вот несколько условий и причин, обуславливающих появление отклонений в характере подростков.

В первую очередь этому способствует индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних в т.н. переходной период, когда в характере детей происходят своеобразные эмоционально-волевые сбои. Девиации в этот период носят временный характер, через несколько лет подростки проходят этот период, восстанавливая в своем характере рамки взрослого и адекватного поведения. В тоже время ненормативное позиционирование ребенка в обществе может продолжаться довольно долго, если в семье присутствуют жесткие нарушения родительско-детских отношений.

Многие дети в подростковом возрасте отличаются наличием т.н. акцентуаций – чрезмерно выраженными чертами характера. В тоже время, несмотря на наличие усиленных черт, всегда присутствуют и уязвимые стороны характера. Такой дисбаланс в психологическом портрете не означает наличия девиаций, но повышает возможный риск отклонений из-за меньшей устойчивости психики против неблагоприятного влияния извне. Именно поэтому столь важно определить уязвимые места в характере ребенка в предподростковом возрасте, что бы быть готовым к возможным проблемам в дальнейшем. В данном вопросе помогают различные диагностические методики

Катализатором девиантного поведения нередко является бурно проистекающий кризис в подростковом возрасте. Активное стремление к взрослой жизни, разбивающееся о противоречия физиологического, психологического и социального характера, определяет неадекватность реакций при взаимодействии с окружающими. В этом случае особо важную роль играет правильное реагирование на проблему родителей и учителей, т.к. в противном случае вызывающее поведение может укорениться в характере подростка.

Провоцировать отклонения в поведении ребенка может неблагоприятное влияние стихийно-группового общения. Все подростки тяготеют к небольшим организованным коллективам, здесь же они получают возможности для самореализации и самоутверждения. В этом случае все зависит от того, в какую компанию попадет ребенок. Если же родители хотят пресечь общение ребенка с той или иной компанией, то делать это нужно с «хирургической» аккуратностью, грамотно взаимодействуя со своими детьми.

Нередко проблемы девиантного поведения у подростков обусловлены школьной дезадаптацией. Причиной этому служат грубые педагогические ошибки, в большинстве случаев допущенные еще на ранних стадиях обучения и особо остро раскрывающиеся в подростковом возрасте. Именно поэтому столь важно следить за тем, как ребенок адаптируется к школе с первых дней ее посещения. Родители обязательно должны расспрашивать его о его повседневности, взаимоотношениях с учителями и пр. Если ребенок отказывается идти на откровенный диалог с родителями, разузнать о его внутренних проблемах можно при помощи арт-терапевтических средств

, о которых уже шла речь в других разделах сайта.