Быть подростком нелегко. Согласно данным детского фонда ООН, 45% девочек из России задумывалось о самоубийстве. Детям необходимо чувствовать поддержку родителей. Однако взрослым сложно договориться со своими подросшими дочерьми.
Развитие когнитивных способностей в переходном возрасте
Признаки переходного возраста активно проявляются и в когнитивной сфере. Ученые выделяют несколько ключевых изменений, связанных с мыслительными процессами:
- Развитие способности к аргументации. Подросток учится не только принимать, но и обосновывать свои решения, анализировать существующие обстоятельства и прогнозировать развитие ситуации. Самостоятельное мышление индивида становится точным и логичным.
- Развитие способности к абстрактному и метамышлению. Подросток оперирует абстрактными категориями, которые существуют только в его воображении. Появление такой способности свидетельствует о готовности человека изучать сложные нематериальные вещи, размышлять на тему веры, духовности, доверия, любви и т.д. Метамышление позволяет человеку видеть мир с точки зрения других членов общества. Таким образом, подросток получает возможность эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.
- Как пережить переходный возраст у …
- Переходный возраст и кризис у …
- Переходный возраст: сколько длится …
- Как пережить переходный возраст у …
- Как пережить переходный возраст у …
Развитие когнитивных способностей влияет на поведение подростка. Для переходного возраста характерны:
- Застенчивость. Эгоцентрическое восприятие себя заставляет ребенка думать, что все окружающие сосредоточены на его внешнем виде и поведении. Это основная причина подростковой застенчивости, которая иногда может прикрываться агрессивным поведением.
- Бесстрашие. Уверенность в том, что плохие вещи случаются только с другими людьми, может вызывать провокационное и бесшабашное поведение в подростковом возрасте. Лишь немногие парни и девушки способны делать правильные абстрактные умозаключения, в то время как подавляющее большинство подростков уверены, что они никогда не заболеют раком, не станут алко- или наркозависимыми, а секс без презерватива не закончится нежелательной беременностью или венерическим заболеванием.
- Акцентирование внимания на ошибках окружающих. Поступки других людей оцениваются категорично. Чаще всего, главными антагонистами у подростков являются их родители, о чем им, как правило, сообщается в довольно резкой форме. Критика в свой адрес воспринимается подростками болезненно.
Признаки переходного возраста
В зависимости от возраста ребенка будут отличаться и симптомы переходного возраста. Рассмотрим основные из них.
В возрасте 8-11 лет могут проявляться следующая симптоматика:
- Повышенная капризность и нервозность.
- Отрицание правил и требований, игнорирование их выполнения, непослушание. Начинается прощупывание границ дозволенного. И, если раньше это проверялось просто слезами, то сейчас способы и метод становятся все более продуманными. В лексиконе всё чаще появляются слова: «нет», «Не хочу», «Не буду»
- Упрямство. Ребенок стоит на своем до последнего, даже если понимает, что не прав. Как правило, в итоге он принимает позицию родителей, но предварительно старается максимально долго стоять на своем.
- Конфликтность. Порой даже создается впечатление, что ребенок намеренно начинает спорить, чтобы спровоцировать вас на конфликт.
- Быстрая смена настроения. Ребенок может проснуться утром в прекрасном настроении, сходить почистить зубы и выйти из ванны абсолютно другим человеком. И у этого человека будет всё плохо и безрадостно. В ближайшие 10-15 минут. Радость сменяется слезами и, наоборот, за считанные минуты. Обусловлено это тем, что психика ещё настолько неустойчиво, что не может нужное состояние зафиксировать надолго.
- Девочки становятся манерными, мальчики паясничают. В интонациях появляются взрослые нотки, в разговор добавляются новые слова и выражения, начинается неумелое подражание взрослым.
- Новые увлечения, проявления интереса к изучению мира, растущая самостоятельность – это то положительное, что начинает проявляться в возрасте 8-11 лет.
Обратите особое пристальное внимание на переходный возраст у детей 12-14 лет. В этот период у ребенка уже есть возможности совершить глупости, но ещё нет полного понимания о том, к каким последствиям они могут привести. Если в 8-11 лет всё ограничивается капризами и истериками, то сейчас всё гораздо сложнее. Есть риск «вляпаться» в неприятности, как у мальчиков, так и у девочек.
Повышается риск суицида! Самый опасный возраст – 14-16 лет. По данным ВОЗ – это третья причина смерти подростков после несчастных случаев и убийств. Более 60% детей, совершивших этот непоправимый поступок, никогда ранее не имели проблем с психикой и не находились в группе риска. Относитесь внимательно ко всем изменениям, происходящим с вашими детьми!
- Пик эмоциональной нестабильности приходится именно на этот возраст.
- Появляется агрессия и грубость и направлено это может быть не только на сверстников и родителей.
- Повышается усталость.
- Снижается уверенность в себе и одновременно появляется стремление выглядеть старше, круче, быть похожими на кумиров.
- Упрямство и нежелание слушать родителей возрастают.
На последнем этапе, который начинается около 15 лет, признаки переходного возраста примерно такие:
- Сложности с адаптацией в коллективе.
- Возникает чувство ненужности: меня никто не любит, я недостаточно хорош (а), никому нет до меня дела.
- Резко падает самооценка.
- Частая смена настроения, апатия и депрессии. Обратите внимание, депрессия не может длиться долго. Если вы замечаете её признаки, начинайте принимать меры. Возможно, придётся обратиться за помощью к психологу.
- Повышенная тревожность.
- Эгоизм.
- Непринятие советов родителей, опора на сверстников.
- Идеализм. «Вот я сейчас стану взрослым и наведу порядок в этом мире. Я смогу всё, что не смогли вы».
Как помочь подростку в преодолении кризиса
Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.
Советы родителям как пережить подростковый кризис
- Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
- Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
- Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
- Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
- Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
- Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
- Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
- Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.
Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.
Как проявляется переходной возраст у мальчиков?
Подростковый возраст – годы психологического и физиологического взросления. С этого этапа человек начинает осознавать себя как личность, у него формируются устойчивые черты характера и жизненные принципы. Начало изменений — в 10-12 лет. Окончание – примерно в 17 лет, когда яички и пенис мальчиков становится больше, растут волосы в интимной зоне (если этого не происходит, требуется лечение).
Как проявляются перемены?
- Физиологические. Представители мужского пола значительно прибавляют в росте, у них развивается мускулатура, увеличиваются костные ткани. Особые изменения происходят в плечах, которые становятся значительно шире. Просыпаются мужские гормоны, что сказывается на ломке голоса. Какое-то время парень говорит фальцетом, то есть очень тонко. Кожа страдает от прыщей и угрей. В зонах подмышек, груди и паха усиливается рост волосяного покрова. То же можно сказать и про бороду и потовые выделения.
- Психологические. Взрослеющий парень отличается необоснованной агрессией и выраженным протестом против своего окружения.
Первый, классический вариант развития
У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.
Психологические проблемы подросткового возраста
Какие бывают проблемы в этом возрасте? Учеными доказано, что около 20% подростков испытывают специфические психические симптомы. К таковым относятся: депрессия, нарушения характера питания и т. п. Но эти трудности могут постепенно пройти. Не дают повода для беспокойства следующие факторы: беспорядок в комнате, уход от общения, причудливая одежда или прическа, идеализация, перемены в настроении. Родителей должно побеспокоить, если ребенок прогуливает школьные занятия, резко снизилась успеваемость, отдаление от друзей. В случае выявления этих факторов обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Подростковый период один из самых сложных в жизни, как ребенка, так и его родителей. Будьте внимательны к своим детям. Не ругайте и не боритесь с ними, а просто помогите найти нужный путь в жизни!
Переходный возраст у девочек: советы психолога
Желательно понимать, что проблемы ребенка не надуманы. Подросток сталкивается с серьезными сложностями, сражается с собственным телом, учится жить в обществе. Именно в это время маленький человек осваивает модели поведения, которые будет с успехом использовать в более зрелом возрасте.
Задача родителей – помочь ребенку научиться проявлять себя в обществе здоровым образом. Следует воздержаться от всякой критики личности ребенка и судить только его поступки. Разбирайте поведение подростка, не давая оценочных суждений.
Что работает всегда:
- Как пережить переходный возраст у …
- Как пережить переходный возраст у …
- Когда и как протекает кризис …
- Переходный возраст и кризис у …
- Кризисные ситуации в жизни подростков и …
- Рассказы о личном опыте. Девочке полезно узнать, что близкие люди сталкивались с похожими проблемами.
- Чувство юмора. Оно помогает пережить любые сложности.
- Личный пример. Успешный родитель вызывает больше уважения.
- Проявление спокойного интереса к жизни дочери. Важно воздерживаться от лишней критики.
- Доверие. Помогите дочери стать хорошим человеком, рассказывая о ее положительных качествах и выражая одобрение за них.
- Отсутствие требований. Подростку тяжело справиться со всеми новыми обязанностями.
- Забота. Ребенок нуждается в родителях, даже если ведет себя воинственно.
- Тактичность и снисходительность. Несмотря на внешнюю отстраненность, девочка болезненно переживает конфликты с близкими людьми.
- Помощь в сложных ситуациях. Если окружающие жалуются на девочку, выслушайте и ее точку зрения.
Сложный подростковый возраст спокойнее протекает, если у родителей нет завышенных требований к своему ребенку. Чем больше давления оказывают на подростка дома, тем сильнее он сорвется. Лучше постараться сформировать доверительные отношения, в которых дочь сама захочет делиться своими проблемами с родителями.
Список литературных источников
- М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения».
- Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
- А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
- Л. С. Выготский «Психология развития человека».
- Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком.
- Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр.
- М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2014.
- Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5.
- Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе».
- Ф. Райс «Психология подросткового возраста», 2014.
- Т. Роберт, Дж. Байярд. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», 2011.
- Юрченко, И. В. Подростковая агрессия, 2012.