Кризис подросткового возраста его причины и проявления

Быть подростком нелегко. Согласно данным детского фонда ООН, 45% девочек из России задумывалось о самоубийстве. Детям необходимо чувствовать поддержку родителей. Однако взрослым сложно договориться со своими подросшими дочерьми.

Развитие когнитивных способностей в переходном возрасте

Признаки переходного возраста активно проявляются и в когнитивной сфере. Ученые выделяют несколько ключевых изменений, связанных с мыслительными процессами:

  • Развитие способности к аргументации. Подросток учится не только принимать, но и обосновывать свои решения, анализировать существующие обстоятельства и прогнозировать развитие ситуации. Самостоятельное мышление индивида становится точным и логичным.
  • Развитие способности к абстрактному и метамышлению. Подросток оперирует абстрактными категориями, которые существуют только в его воображении. Появление такой способности свидетельствует о готовности человека изучать сложные нематериальные вещи, размышлять на тему веры, духовности, доверия, любви и т.д. Метамышление позволяет человеку видеть мир с точки зрения других членов общества. Таким образом, подросток получает возможность эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.

Развитие когнитивных способностей влияет на поведение подростка. Для переходного возраста характерны:

  • Застенчивость. Эгоцентрическое восприятие себя заставляет ребенка думать, что все окружающие сосредоточены на его внешнем виде и поведении. Это основная причина подростковой застенчивости, которая иногда может прикрываться агрессивным поведением.
  • Бесстрашие. Уверенность в том, что плохие вещи случаются только с другими людьми, может вызывать провокационное и бесшабашное поведение в подростковом возрасте. Лишь немногие парни и девушки способны делать правильные абстрактные умозаключения, в то время как подавляющее большинство подростков уверены, что они никогда не заболеют раком, не станут алко- или наркозависимыми, а секс без презерватива не закончится нежелательной беременностью или венерическим заболеванием.
  • Акцентирование внимания на ошибках окружающих. Поступки других людей оцениваются категорично. Чаще всего, главными антагонистами у подростков являются их родители, о чем им, как правило, сообщается в довольно резкой форме. Критика в свой адрес воспринимается подростками болезненно.

Признаки переходного возраста 

В зависимости от возраста ребенка будут отличаться и симптомы переходного возраста. Рассмотрим основные из них.

В возрасте 8-11 лет могут проявляться следующая симптоматика:

  • Повышенная капризность и нервозность.
  • Отрицание правил и требований, игнорирование их выполнения, непослушание. Начинается прощупывание границ дозволенного. И, если раньше это проверялось просто слезами, то сейчас способы и метод становятся все более продуманными. В лексиконе всё чаще появляются слова: «нет», «Не хочу», «Не буду»
  • Упрямство. Ребенок стоит на своем до последнего, даже если понимает, что не прав. Как правило, в итоге он принимает позицию родителей, но предварительно старается максимально долго стоять на своем.
  • Конфликтность. Порой даже создается впечатление, что ребенок намеренно начинает спорить, чтобы спровоцировать вас на конфликт.
  • Быстрая смена настроения. Ребенок может проснуться утром в прекрасном настроении, сходить почистить зубы и выйти из ванны абсолютно другим человеком. И у этого человека будет всё плохо и безрадостно. В ближайшие 10-15 минут. Радость сменяется слезами и, наоборот, за считанные минуты. Обусловлено это тем, что психика ещё настолько неустойчиво, что не может нужное состояние зафиксировать надолго.
  • Девочки становятся манерными, мальчики паясничают. В интонациях появляются взрослые нотки, в разговор добавляются новые слова и выражения, начинается неумелое подражание взрослым.
  • Новые увлечения, проявления интереса к изучению мира, растущая самостоятельность – это то положительное, что начинает проявляться в возрасте 8-11 лет.
Читайте также:  6 советов, как и зачем контролировать свои эмоции

Обратите особое пристальное внимание на переходный возраст у детей 12-14 лет.  В этот период у ребенка уже есть возможности совершить глупости, но ещё нет полного понимания о том, к каким последствиям они могут привести. Если в 8-11 лет всё ограничивается капризами и истериками, то сейчас всё гораздо сложнее. Есть риск «вляпаться» в неприятности, как у мальчиков, так и у девочек.

Повышается риск суицида! Самый опасный возраст – 14-16 лет. По данным ВОЗ – это третья причина смерти подростков после несчастных случаев и убийств. Более 60% детей, совершивших этот непоправимый поступок, никогда ранее не имели проблем с психикой и не находились в группе риска. Относитесь внимательно ко всем изменениям, происходящим с вашими детьми!

  • Пик эмоциональной нестабильности приходится именно на этот возраст.
  • Появляется агрессия и грубость и направлено это может быть не только на сверстников и родителей.
  • Повышается усталость.
  • Снижается уверенность в себе и одновременно появляется стремление выглядеть старше, круче, быть похожими на кумиров.
  • Упрямство и нежелание слушать родителей возрастают.

На последнем этапе, который начинается около 15 лет, признаки переходного возраста примерно такие:

  • Сложности с адаптацией в коллективе.
  • Возникает чувство ненужности: меня никто не любит, я недостаточно хорош (а), никому нет до меня дела.
  • Резко падает самооценка.
  • Частая смена настроения, апатия и депрессии. Обратите внимание, депрессия не может длиться долго. Если вы замечаете её признаки, начинайте принимать меры. Возможно, придётся обратиться за помощью к психологу.
  • Повышенная тревожность.
  • Эгоизм.
  • Непринятие советов родителей, опора на сверстников.
  • Идеализм. «Вот я сейчас стану взрослым и наведу порядок в этом мире. Я смогу всё, что не смогли вы».

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям как пережить подростковый кризис

  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

Как проявляется переходной возраст у мальчиков?

Подростковый возраст – годы психологического и физиологического взросления. С этого этапа человек начинает осознавать себя как личность, у него формируются устойчивые черты характера и жизненные принципы. Начало изменений — в 10-12 лет. Окончание – примерно в 17 лет, когда яички и пенис мальчиков становится больше, растут волосы в интимной зоне (если этого не происходит, требуется лечение).

Читайте также:  Как выбрать имя будущему ребенку? советы по выбору имени

Как проявляются перемены?

  1. Физиологические. Представители мужского пола значительно прибавляют в росте, у них развивается мускулатура, увеличиваются костные ткани. Особые изменения происходят в плечах, которые становятся значительно шире. Просыпаются мужские гормоны, что сказывается на ломке голоса. Какое-то время парень говорит фальцетом, то есть очень тонко. Кожа страдает от прыщей и угрей. В зонах подмышек, груди и паха усиливается рост волосяного покрова. То же можно сказать и про бороду и потовые выделения.
  2. Психологические. Взрослеющий парень отличается необоснованной агрессией и выраженным протестом против своего окружения.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Психологические проблемы подросткового возраста

Какие бывают проблемы в этом возрасте? Учеными доказано, что около 20% подростков испытывают специфические психические симптомы. К таковым относятся: депрессия, нарушения характера питания и т. п. Но эти трудности могут постепенно пройти. Не дают повода для беспокойства следующие факторы: беспорядок в комнате, уход от общения, причудливая одежда или прическа, идеализация, перемены в настроении. Родителей должно побеспокоить, если ребенок прогуливает школьные занятия, резко снизилась успеваемость, отдаление от друзей. В случае выявления этих факторов обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Психологические проблемы подросткового возраста

Подростковый период один из самых сложных в жизни, как ребенка, так и его родителей. Будьте внимательны к своим детям. Не ругайте и не боритесь с ними, а просто помогите найти нужный путь в жизни!

Читайте также:  Эгоцентрический тупик 7. Понятие эгоцентризма в психологии

Переходный возраст у девочек: советы психолога

Желательно понимать, что проблемы ребенка не надуманы. Подросток сталкивается с серьезными сложностями, сражается с собственным телом, учится жить в обществе. Именно в это время маленький человек осваивает модели поведения, которые будет с успехом использовать в более зрелом возрасте.

Задача родителей – помочь ребенку научиться проявлять себя в обществе здоровым образом. Следует воздержаться от всякой критики личности ребенка и судить только его поступки. Разбирайте поведение подростка, не давая оценочных суждений.

Что работает всегда:

  • Рассказы о личном опыте. Девочке полезно узнать, что близкие люди сталкивались с похожими проблемами.
  • Чувство юмора. Оно помогает пережить любые сложности.
  • Личный пример. Успешный родитель вызывает больше уважения.
  • Проявление спокойного интереса к жизни дочери. Важно воздерживаться от лишней критики.
  • Доверие. Помогите дочери стать хорошим человеком, рассказывая о ее положительных качествах и выражая одобрение за них.
  • Отсутствие требований. Подростку тяжело справиться со всеми новыми обязанностями.
  • Забота. Ребенок нуждается в родителях, даже если ведет себя воинственно.
  • Тактичность и снисходительность. Несмотря на внешнюю отстраненность, девочка болезненно переживает конфликты с близкими людьми.
  • Помощь в сложных ситуациях. Если окружающие жалуются на девочку, выслушайте и ее точку зрения.

Сложный подростковый возраст спокойнее протекает, если у родителей нет завышенных требований к своему ребенку. Чем больше давления оказывают на подростка дома, тем сильнее он сорвется. Лучше постараться сформировать доверительные отношения, в которых дочь сама захочет делиться своими проблемами с родителями.

Список литературных источников

  1. М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения».
  2. Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
  3. А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
  4. Л. С. Выготский «Психология развития человека».
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком.
  6. Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр.
  7. М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2014.
  8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5.
  9. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе».
  10. Ф. Райс «Психология подросткового возраста», 2014.
  11. Т. Роберт, Дж. Байярд. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», 2011.
  12. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия, 2012.