Коррекция страхов у подростков: упражнения, работа с фобиями

Страх смерти занимает особое место среди тревожных расстройств и фобий из-за его глубокой связи с инстинктом самосохранения. Когда человек волнуется, пугается или беспокоится при настоящей угрозе своей жизни — это нормально, патологией в таких условиях считается отсутствие эмоций и адекватных действий.

Нюансы

Как мы уже говорили, у человека нет практики переживания отхода в мир иной, его чувства знают только жизнь, максимум неприятностей — болезнь. Поэтому не всегда человек боится самой смерти как факта, чаще его волнуют сопутствующие ей обстоятельства или её последствия для близких.

Мысли, которые причисляются к страху смерти, могут звучать примерно так:

  • Я боюсь умирать от неизлечимой болезни, долго мучиться нестерпимыми болями, справлять нужду под себя, быть обузой для родных. Такая направленность мыслей свойственна ипохондрикам, людям, подверженным страху заражения и диагностирования у себя неизлечимых болезней.
  • Не боюсь за себя — я о детях переживаю! Так рассуждают матери-одиночки, женщины, поздно родившие ребёнка «для себя», родители, вложившие в детей «всю душу». Подчинив свою жизнь единственной заботе — обеспечению жизни детей, такие родители не представляют, что они смогут обойтись без них.

Возраст, в котором начинают развиваться предпосылки к страху смерти — примерно 35 лет. Но за последние лет 10 эта фобия «помолодела» — её фиксируют у детей-дошкольников и подростков. Вероятно, это проявление влияния современных мультиков, фильмов, компьютерных игр, наполненных бессмысленной жестокостью и насилием.

Отголосками танатофобии или вторичными фобиями являются: страх посещения кладбищ, боязнь вида покойников, надгробий, процесса похорон.

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Страхи есть у каждого человека вне зависимости от возраста. Но наиболее подвержены им дети и подростки. Общественная жизнь, проблемы в семье и на учебе влияют на формирование личности. Поэтому вопрос о выявлении и лечении психического состояния девушек и юношей очень важен. Помочь в этом могут коррекция страхов у подростков и упражнения.

Подростковые фобии могут быть очень опасны

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Фобии в юном возрасте опасны. Их развитие может привести к серьезным патологиям нервной системы в будущем. Поэтому знать особенности коррекции боязни должны не только сами подростки, но и их родители.

Памятка для родителей "Как преодолеть страх перед школой" материал (подготовительная группа) по теме

Памятка для родителей

«Как преодолеть страх перед школой»

не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

Читайте также:  Измена мужа: причины, признаки и действия при выявлении

ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.

у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.

хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

10 советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если Вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Это место должно быть хорошо освещено (желательно естественным светом), должно быть удобным и не содержать ничего лишнего.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех Ваших надежд.  Помните: ему очень нужна Ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Парааутистические расстройства

Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение имеет психогенный (депривационный) аутизм, который впервые был описан L. Nissen в 1975 г., а в отечественной детской психиатрии в работах В. Е. Каган, М. О. Проселковой, В. М. Башиной, Г. В. Козловской (1996), М. О. Проселковой (1997). L. Nissen наблюдал его у детей 3-4 лет, лишенных матерей и воспитывающихся в детском доме. Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занимаются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу. Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Периодически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыжков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук, сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек, даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления, ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей. Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты. Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа. Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутизмом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (например, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и парадоксальности реакций. При отсутствии матери у них, естественно, не формируется система мать — дитя, даже если есть замещающее мать лицо. Эмоциональная сфера таких детей недоразвита. У них возможно развитие депрессивных состояний с плаксивостью, соматическими жалобами, сенестоалгиями, адинамией и астенией, которые создают дополнительную основу для измененного эмоционального реагирования. Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного развития. По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь, расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные состояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный дефицитарный тип личности. Причиной развития психогенного аутизма является депривационный фактор — сиротство, обусловливающий дефицит экзогенной сенсорной, когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития соответствующих систем организма. Принято считать, что при психогенном аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной активности и поведения, является вторичной. В связи с особой ролью фактора эмоциональной депривации описанный психогенный парааутизм определяется также как депривационный аутизм. Другие формы депривационного аутизма. Элементы аутистических расстройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных, лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зрительной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (например, при невозможности передвигаться при ДЦП). Но такие формы аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют моторные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задержка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты) корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных условиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.

Профилактика возможного развития фобии

Все дисморфофобы имеют низкую самооценку. Чаще всего эти страхи родом из детства, когда родители неосторожно или намеренно внушали ребенку его некрасивость и несостоятельность. Человек, уверенный в себе, невзирая на особенности внешности, всегда будет выглядеть хорошо в глазах окружающих. И наоборот, самая красивая девушка с низкой самооценкой, будет проигрывать веселой и беззаботной толстушке с оттопыренными ушами.

Несколько способов для профилактики и минимизации начавшейся болезни:

  • Старайтесь оценить себя объективно. Найдите все плюсы во внешности, свою изюминку, то, что отличает вас от остальных в лучшую сторону. Если вы сосредоточитесь на своих сильных сторонах, это позволит повысить самооценку и не думать о незначительных дефектах.
  • Включите чувство юмора. Посмотрите на знаменитых людей, которые имеют существенные недостатки внешности, но при этом довольны собой и достигли значительных высот в жизни. Умейте с легкостью и юмором воспринимать свою внешность.
  • Оценивайте свои особенности внешности, как генетический дар ваших предков. Обычно «изюминки» передаются человеку род от рода. Рыжие волосы, веснушки, форма носа – это те вещи, которые перешли к нам от прабабушек и прадедушек и ими, скорее, нужно гордиться!

Отнеситесь к себе, как с собственному ребенку, которого вы любите и цените несмотря на его особенности. Мы все разные, идеалы красоты надуманны. Как в природе, по-своему хороша и фиалка, и ромашка, так и каждый человек красив своими уникальными чертами.