Как удовлетворить потребность в самореализации

На протяжении истории учёные всегда задавались самыми разными вопросами, касающимися человеческой личности. Черты характера, привычки, особенности менталитета и так далее — всё это подвергалось изучению, проводились исследования, тестирования и эксперименты.

Подробный обзор

Теория Маслоу

Теория Маслоу о потребностях людей разработана в 1943 году. Американский психолог распределил потребности человека в порядке возрастания. Он объяснил это так: невозможно желать чего-то наивысшего, если нет удовлетворения первичных нужд. Основа пирамиды – физиологические потребности, такие, как желание утолить голод, жажду, вступить в сексуальные отношения. Над ними следуют безопасность, привязанность и любовь, уважение и одобрение, познание.

Теория Маслоу

Наивысшей потребностью теория Абрахама Маслоу определяет самоактуализацию. Маслоу уточняет, что у каждого человека набор потребностей индивидуален, некоторые ступени пирамиды могут меняться, а достижения 100%-го выполнения каждой позиции необязательно для перехода на следующий уровень.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена  биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Материальные потребности человека — примеры, особенности

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.

  • Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные потребности человека — примеры, особенности

Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Еда.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.
Читайте также:  Что делать родителям, чтобы защитить ребенка от наркотиков

Материальные потребности человека – примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Материальные потребности человека — примеры, особенности

Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека — примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

Материальные потребности человека — примеры, особенности
  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Потребности человека

Блок «Социальные отношения»

«Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида» (Б. Д. Парыгин)

В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значи­мости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотно­шениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.

Основоположник социальной психологии Б. Д. Парыгин утверж­дает: «Потребности во внимании, признании, самовыражении явля­ются универсальными потребностями каждого индивида». Иньщи словами, потребности духовной направленности, такие как потреб­ность во внимании, признании, самовыражении, присутствуют у каждого человека, являются естественными и неотъемлемыми. Т&кжб этот класс потребностей можно назвать потребностями, свя­занными с самореализацией человека в обществе. С этой точкой зрения трудно не согласиться, ведь именно этот класс потребностей и делает человека человеком.

Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности — это то, что движет человече­ским поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть мно­жество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех чело­веческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, фи­зиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопас­ности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делят­ся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу). Основные из этих подклассов — экзистен­циальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), пре­стижные (связаны с достижением статусов, общественным призна­нием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т.д.). Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребно­стям человека, тогда как потребность в самовыражении представ­ляет собой идеальную, или духовную потребность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и кон­кретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность — Адольф Гитлер. Многие психологи впо­следствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объ­яснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странно­му удовлетворению потребностей во внимании, признании и само­выражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.

Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В Древнем мире существовал класс людей, которые просто не име­ли ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удов­летворению этих потребностей, за что получали лишь побои и на­смешки надсмотрщиков.

И наконец, примером из литературы может послужить герой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Петя Трофимов — вечный студент. Вся его история заключалась в попытке самовыражения посредством его знаний и теорий. Однако в большинстве случаев попытки удовлетворить потребность во внимании и признании дру­гими людьми остаются безуспешными.

Читайте также:  Боязнь людей: как называется, причины, симптомы, лечение

Также можно привести пример из личного опыта. Даже основы­ваясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточ­но просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и при­знано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы полу­чить заслуженную похвалу — признание.

Таким образом, проанализировав теоретический аспект пробле­мы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.

Похожие страницы

Алгоритм написания мини-сочинения по обществознанию

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Национальная валюта

Мини-сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Прогресс

Мини-сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Семья .4k

Высказывания Президента Российской Федерации В. В. Путина

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Государство

Предложения интернет-магазинов

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Рассмотрим теории потребностей

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Духовные потребности

Духовные потребности человека отличают его от царства животных. Только люди испытывает стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, нуждаются в образовании, воспитании, нормах нравственности. Человек не умрет без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь будет неполноценной, несчастливой.

Благодаря наличию и развитию духовных потребностей, в обществе существует:

  • мораль;
  • религия;
  • традиции;
  • культура;
  • искусство;
  • образование.

Примеры духовных потребностей человека в повседневной жизни:

  • посмотреть фильм;
  • прочитать книгу;
  • послушать музыку;
  • насладиться красотой природы;

Чем богаче внутренний мир человека, тем больше в его жизни преобладают духовные потребности.

Как применить пирамиду на себе?

Умелое использование пирамиды, например, в менеджменте или коллективе, поможет вам решить проблемы или вовсе не допустить их. Используя некоторые приемы подчеркивания достоинств человека, его талантов и важности в коллективе, вы сможете правильно мотивировать персонал на достижение успеха.

С теми же детьми можно намного эффективнее взаимодействовать, если учитывать их потребности и желания.

Для того чтобы подняться вверх по пирамиде, можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Читайте также:  Преодолеваем стеснительность раз и навсегда: советы психолога

Для меня такой человек – Павел Воля.

Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.

Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 мл $.

Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.

Как применить пирамиду на себе?

Как будет проходить обучение:

  1. Вы получаете теорию и практическое задание.
  2. Выполняете.
  3. Если сделали верно, переходите к следующему.

Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.

Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.

Потребности. Виды потребностей — История и обществознание. Баутина Екатерина

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

  • ориентировки,
  • любопытства,
  • направленного интереса,
  • склонности,
  • осознанного самообразования,
  • творческого поиска.

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности. Удовлетворение потребностей – процесс возвращение  организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

  1. естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.
  2. материальные, или предметно – вещные,
  3. духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности –  дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности –  уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные.

С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности.

Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора. Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.