Как проявляется синдром мутизма у взрослых и детей

Речевой мутизм — наиболее тяжелое психомоторное отклонение, отмечающееся в неврологии и психиатрии. Характеризуется полной утратой вокализации и артикуляции, то есть, возникновением полного молчания. При этом понимание речи других людей и фонематический слух не являются нарушенными.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Чем помочь мутисту?

Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

Чем помочь мутисту?

Во взрослом возрасте это может быть ликвидация гематомы либо хирургическое иссечение опухоли или кисты, влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

  • нейролептиков;
  • антидепрессантов;
  • средств бензодиазепинового ряда;
  • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

  • спазмолитического;
  • обезболивающего;
  • седативного действия;
  • препараты-ноотропы.

Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

  • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
  • в работе с тревогами и тревожностью, обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
  • в коррекции мимики и тому подобных мерах.

Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

Чем помочь мутисту?
  • дыхательных упражнений;
  • массажа;
  • лечебно-коректирующей гимнастики;
  • арт-терапии;
  • фототерапии.

Необходимым является также привитие социальных навыков.

В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

Чем ребенку могут помочь родители?

Большую часть своей жизни ребенок проводит в семье. Условия в ней должны быть наиболее комфортными для него, чтобы избирательная немота постепенно отступала. Поэтому родители должны позаботиться о малыше, немного подстроив свой быт под него.

Что могут родители?

Чем ребенку могут помочь родители?
  • Принять ребенка и его состояние. Не ругать за молчание, не пытаться заставить заговорить, так как эти действия лишь приведут к обратному эффекту. При попытках общения с ним других людей не отвечать за него на вопросы, а сообщать собеседнику, что ребенок заговорит, когда будет готов.
  • Наладить взаимоотношения друг с другом. Ребенок, родители которого постоянно ссорятся, часто винит в этом себя. В результате у него снижается самооценка. Появляются страхи. Фобии и тревоги, которые часто являются пусковым механизмом для развития селективного мутизма.
  • Пересмотреть отношения с ребенком. Родители часто не замечают, как сами формируют высокую тревожность у своего чада. Например, у авторитарных родителей ребенок часто имеет проблемы с общением в конкретных ситуациях из-за страха ошибиться и получить за это порцию неодобрения. А у родителей, которые сами имеют высокий уровень тревожности, дети считывают информацию о том, что мир опасен, и подсознательно делают вывод, что в нем лучше молчать, чем говорить.
  • Повышать самооценку. Чем чаще ребенка хвалят за достижения, тем увереннее он себя чувствует.
  • Давать волю эмоциям. Если ребенок дома агрессивен, научить его адекватным методам выплескивания гнева, например, порвать бумагу или побить подушку. При нервном напряжении можно дать малышу или школьнику таз с песком или крупой. Перебирая, пересыпая из руки в руку, ребенок постепенно успокаивается и расслабляется.
Читайте также:  Самые лучшие таблетки от курения по отзывам и ценам

Прогноз и последствия нарушения

В зависимости от типа отклонения и провоцирующих его факторов, прогноз может быть как благоприятным, так и сигнализировать о необратимости расстройства. Так, своевременная коррекция элективного мутизма и аффективных расстройств позволяет взрослым и детям вернуться к полноценной жизни.

Исход постинсультной и посттравматической терапии зависит от многочисленных аспектов, и адекватный прогноз может составить только специалист в каждом индивидуальном случае.

Если игнорировать расстройство и не придавать его проявлениям должной тревоги, мутизм может нанести непоправимый вред социальной адаптации больного и его трудовой деятельности.

Основные симптомы синдрома мутизма

Некоторые люди немногословны от природы и стараются отделаться жестами при поставленном им вопросе (киванием головы, разведением рук). Однако можно заподозрить человека в мутизме даже при знакомстве, если он проявляет следующие черты характера личности:

  1. Нервность . Любой из нас боится того момента, что он может быть кем-либо высмеян. Некоторые особы, которые не обладают чувством такта, могут даже в грубой форме «поддержать» диалог фразами «глухих повезли» или «вытащи вату из ушей». В итоге ребенок или взрослый с озвученной проблемой уже заранее будет ждать насмешек и начнет нервничать.
  2. Социальная неуклюжесть . Сложно чувствовать себя, как рыба в воде, в коллективе или наедине с одним человеком, если возникшая немота не дает возможности вступить в диалог. Именно по этой причине люди с синдромом мутизма выглядят «белой вороной» в социуме.
  3. «Колючесть» . Некоторые особы (особенно дети) не только проявляют болезненную молчаливость, но и возводят вокруг себя невидимую стену. Любого, кто попытается пересечь ее границы, они воспринимают в штыки.
  4. Чрезмерная застенчивость . Даже очень стеснительные персоны односложно отвечают своему собеседнику. Люди с поставленным диагнозом «мутизм» могут максимум при помощи жестов среагировать на поставленный им вопрос.
  5. Заторможенность . При наличии психологической немоты, которая сопровождается задержкой психического развития, окружающие в итоге имеют дело с особой, которая практически не реагирует на них.

Все перечисленные черты характера личности вовсе не означают, что речь идет о человеке, с которым не стоит иметь дело. Люди с синдромом мутизма не являются гордецами, а просто не в состоянии смотреть в глаза другим особам. Виной этому становится тот фактор, что, кроме озвученной проблемы, они дезадаптированы в социуме.

Признаки, по которым можно определить данную патологию, довольно ярко выражены. Симптомы мутизма у детей и взрослых выглядят обычно следующим образом:

  • Избегание вербального общения . Некоторые люди могут говорить, но по какой-либо причине наотрез отказываются это делать. В итоге они постараются отвечать или с помощью жестов, или будут избегать любых контактов с окружением.
  • Ясность мыслей . Если речь не идет о ЗПР, шизофрении или истерии, человек с признаками мутизма отлично может анализировать происходящие вокруг него события.
  • Способность излагать осознанное на бумаге . При той же афазии люди не смогут произвести озвученные действия. Во время «обета молчания» человек не лишается подобных навыков.
  • Склонность к невербальной манере общения . Таким особам иногда вполне достаточно ответить на вопрос киванием головы, разведением рук или при помощи мимики.

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.
Читайте также:  Чем опасна неадекватная самооценка?

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Диагностика приступа панической атаки у маленького ребенка затрудняется отсутствием понимания и необходимых знаний у малыша, чтобы объяснить взрослым и самому себе, что происходит. Во время ПА ребенок лишь переживает безграничный ужас. Для родителей ситуация тоже становится стрессовой. Не понимая, что происходит с их малышом, они звонят в скорую помощь.

Медики, естественно, не диагностируют психическое расстройство. И малыша направляют на обследование к большому числу специалистов (невропатологу, кардиологу, эндокринологу). Если наряду с ПА имеет место соматическое заболевание, диагностика усложняется. В первую очередь это относится к астме, так как паническая атака может спровоцировать ее приступ, и наоборот.

В лучшем случае ставится диагноз вегето-сосудистая дистония. Однако лечение не решает основную причину возникновения ПА — психологическую. Состояние маленького пациента может продолжать усугубляться, пока он, наконец, не попадет к психотерапевту.

Определением панического расстройства занимаются психотерапевты и психологи. Паническая атака может быть всего лишь симптомом физиологического заболевания или побочным эффектом приема некоторых препаратов. Поэтому в первую очередь врач исключает наличие болезней сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем.

Исключив физиологическую патологию, психотерапевт анализирует имеющиеся симптомы. Врача может заинтересовать следующая информация:

  • когда возник первый приступ панической атаки;
  • как часто и с какой продолжительностью случаются приступы;
  • какие события и действия ребенка предшествуют ухудшению состояния;
  • есть ли паническое расстройство у кого-то из членов семьи;
  • наличие конфликтных и других стрессовых ситуаций дома и в школе.

Врач может искать тревожное расстройство (социальные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), на фоне которого могло развиться заболевание. Панические атаки, как правило, вторичная проблема какого-либо заболевания. Поэтому для успешной терапии необходимо выяснить наличие провоцирующих факторов и устранить их.

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Причины детского мутизма

При постановке диагноза «мутизм», причины могут быть различными психологическими и рассматриваются индивидуально. Часто мутизм проявляется своеобразным и молчаливым протестом, направленным против всех и всего мира. Так ребенок выражает молчаливую агрессию, обусловленную неумением самовыразиться, рассказать всем о себе и изложить свои желания в устной форме. Такие дети порой просто не имеют пространства для того, чтобы выразить свою агрессию и другие сильные эмоции адекватно. Родители, воспитатели и няньки не позволяют детям словами демонстрировать эту агрессию. Поэтому, не имея подходящих слов для выражения, ребенок просто замыкается в себе и протестует молча.

Непонимание взрослых и недостаток внимания – весомые причины мутизма, так как ребенок не может правильно использовать свою речь, чтобы рассказать собеседнику о своем мироощущении и проблемах. Осознавая, что его не могут понять взрослые или сверстники, ребенок перестает делать попытки рассказывать о себе. Он выбирает позицию выжидания и изменения ситуации с надеждой, что его поймут. При этом ситуация усугубляется и приводит к погружению ребенка в свой собственный внутренний мир под названием детский мутизм.

Читайте также:  Ревность в отношениях: психология, как избавиться от этого

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Группы риска

Важно также выделить категории детей, которые более других подвержены подобному расстройству. Ведущими будут такие факторы:

  • Малоактивный образ жизни. Организму ребенка все время требуется эмоциональная разрядка — спорт, шумные игры, общение со сверстниками. Если этого нет, то эмоции выходят посредством панической атаки.
  • Закрытость, удержание чувств и эмоций внутри себя.
  • Отсутствие полноценного сна. Недосып ведет к повышенной выработке адреналина и других гормонов, провоцирующих приступ паники.
  1. Симптомы и лечение неврологического кашля у ребенка. Нервный кашель у ребенка: симптомы и лечение
  2. Резистентная энцефалопатия у детей. Что такое энцефалопатия головного мозга? Симптомы у новорожденных
  3. Внутричерепная гипертензия у детей: симптомы и лечение
  4. Невропатия седалищного нерва симптомы лечение

Элективный мутизм у детей: коррекция

Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

Элективный мутизм у детей: коррекция

Игротерапия — хороший метод лечения элективного мутизма

Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

Дети достаточно часто сталкиваются с элективным мутизмом

Элективный мутизм у детей: коррекция

Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.