Как правильно воспитывать детей: с чего начинать родителям

Не стоит недооценивать первый год жизни малыша, потому что он в это время не только быстро растет и приобретает новые навыки, но и учится сосуществовать со всем остальным миром, занимая в нем свое место. Психическое здоровье крохи зависит от того, как себя ведут родители, как они относятся к своему ребенку и сколько времени уделяют его воспитанию.

Слова мамы — моя судьба

Я смотрю на мир широко раскрытыми глазами, восхищенно улыбаясь всем. Душа стремится навстречу людям, чуткая к красоте, сочувствию. Я — обладатель зрительного вектора. Мама с кожным вектором, желая добра, наставляет: «Творчество никому не нужно в нашем черством мире», «лишь бы хорошо платили», «у тебя нет таланта», «художники нищие, зачем тебе такая судьба?». Мама сказала, что «я наивный», меня «каждый обманет», «никому верить нельзя».Ее видение мира становится моим. Счастье мамы в успехе, мои приоритеты — любовь и сострадание. В результате я остаюсь замкнутым на себе. Моя способность к общению остается не развитой. Хотя на сегодняшний день это самое востребованное умение, единственное, что соединяет людей, — эмоциональные связи, теплота человеческого , я так хочу соответствовать твоим ожиданиям. Чтобы ты гордилась мной. Скажи, что я хороший — без всяких достижений. Если весь мир отвернется от меня, ты будешь меня любить? Остановись, чтобы заглянуть в глаза. Я увижу свое отражение. Не бесконечное «должен, должен, должен»… Угнетает ожидание моих успехов, хорошей учебы, престижной работы.Мам, колготки я мог натянуть и сам. Надо только подождать, набраться терпения.

Слова мамы — моя судьба

Я рожден задавать вопросы, хочу знать! А ты снова твердишь о необходимости убраться в комнате. Я слышу тебя! Мне не надо «повторять по сто раз». Считаешь меня недалеким, сравнивая с другими детьми. Я хочу тишины, своего уголка. Чрезмерный шум и громкие голоса провоцируют погружение в себя. Слышу от мамы: «станешь тупым грузчиком», «бездельник», «бука».Чтобы избежать наказаний, я научился скрывать от тебя то, что не одобряется: я сижу в тишине и темноте шкафа, но ты подозреваешь меня в недостойном поведении. Что я там удумал? У меня не должно быть секретов? Потребность в уединении очень важна для детей со звуковым , когда ты маленький и не можешь помочь себе сам. Признаться в своих психологических проблемах и попросить о помощи. Замыкаешься в одиночестве, теряя эмоциональную связь с мамой.

Обесцененный запрет

Я родился познавать и взаимодействовать. Моя жажда жизни неуемна. Все хочу трогать, облизывать, ползать. Бегать, лазить, говорить. Воспитанный человек начинается с разумного ограничения: «Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого». Слово «нет» вызывает в человеке самый большой стресс. С раннего детства я слышу «нет», «нельзя», «не ходи», «не трогай». Они превратились в фон. Если у взрослых плохое настроение, то «нельзя», а если хорошее, то «можно». Мама, не подрывай свой авторитет в моих глазах, будь последовательной в запретах, объясняй мне причины своих решений, разговаривай со мной, я все понимаю.

Слова мамы — моя судьба

Как правильно воспитывать детей: психология, ошибки воспитания

Мама, я слышу, что ты устала и тебе тяжело, но не кричи, пожалуйста, не кричи больше. Это разрушает нейронные связи в мозгу. От этого я, потенциальный гений, действительно становлюсь тупым. Мне страшно, мой мир рушится от твоего крика. Я улетаю в свой мир. Я как космонавт в скафандре. Даже не вижу тебя, мой взгляд отсутствует. Но если ты позовешь меня шепотом, когда успокоишься, я услышу сквозь весь космический вакуум. Любимый голос долетит до моего слуха. Слышал его, когда еще не родился. Его вибрации целебны.Я такой неудобный. Болтаю, когда надо помолчать, огрызаюсь. Ты приучаешь молчать. Иногда, рассердившись, бьешь по губам. Когда я вырасту, буду бояться высказывать свое мнение. Я неуместный, лишний. Внутри я так и остался испуганным малышом, которому сказали «заткнись». Остановился в развитии. От этих застрявших слов у меня постоянно болит горло, я кашляю, пытаясь освободиться.

Слова мамы — моя судьба

Я считываю твой страх за будущее и усваиваю как данность. Мир опасен и жесток! Меня ударят, я не смогу ответить. Обведут вокруг пальца. Мама, я усвоил все твои уроки: никому не доверяю, готов биться с каждым, кто мне скажет слово против, я «всегда прав».Еда — источник удовольствия. Но не для меня. Это пытка! У меня кусок не лезет в горло, меня воротит от этого запаха, не заставляй меня доедать. Пользу принесет только съеденное с аппетитом. Эволюцией заложено: есть — это жить. Значит, есть с удовольствием — жить с удовольствием. Я не хочу есть! Мама, что в нашей жизни не так?

Читайте также:  Как развить эмоциональный интеллект? 4 практических шага

Психология воспитания детей до года

Начать нужно с того, что научные статьи про воспитание малышей, касающиеся того, как быть с капризами крохи, зачастую противоречат друг другу, так как однозначного ответа о том, как себя вести родителям в таких непростых ситуациях, у психологов нет. Возможно, правильным будет следовать своей интуиции, исследуя параллельно современные тенденции в воспитании.

Если ребенок плачет

Чаще всего споры вызывает именно реакция родителей на то, когда ребенок плачет. Ни в научной литературе, ни в советах родных нет единого мнения по поводу того нужно сразу реагировать на крик малыша или же не стоит поддаваться его капризам, если он недавно кушал и его памперс сухой.

Существуют два подхода по воспитанию детей, среди которых:

  • Традиционный. Согласно этому подходу нужно сразу приучать малыша ко сну отдельно от родителей и от частых пробуждений ночью. Если ребенок сыт и ему недавно меняли памперс, но при этом плачет, значит это не более, чем обычный каприз, от которого малыша нужно отучать. По истечению некоторого времени ребенок поймет, что его крики не приносят желанного и в дальнейшем он будет себя вести спокойнее.
  • Детоцентристский подход. Сторонники теории, которых называют «естественники», уверены, что для того, чтобы у малыша была здоровая психика, нужно делать все возможное, чтобы удовлетворить каприз ребенка. Плакать кроха в одиночестве не должен, мама и папа должны разобраться в его реакции на происходящее. Если родители не нашли физиологических причин недовольства малыша, значит все дело в дискомфорте, который переживает кроха. Так, малыш после рождения нуждается в тесном контакте с матерью. Только с года он начинает привыкать к обособленному существованию. Согласно детоцентристского подхода малыша по требованию нужно брать на руки, ему нужно обеспечивать совместный сон и нужно давать ему сосать грудь столько, сколько этого ему требуется.

Как воспитать в крохе самостоятельность

Традиционалисты уверены – если идти на поводу у капризов малыша, он вырастет инфантильным и бесхарактерным человеком. Потому нужно воспитывать кроху так, чтобы при необходимости он смог и сам развлечь себя, и сам заснуть.

Психология воспитания детей до года

Согласно учению традиционной психологии у ребенка до года должна быть своя кроватка или спальня, прогулки должны быть исключительно в коляске, а не на руках у матери. Сосать грудь мамы младенец должен не по требованию, а по режиму, а для того, чтобы он удовлетворил сосательный рефлекс, нужно приобрести ему соску.

Последователи детоцентристского подхода считают абсолютно нормальным, что мама может рано выйти из декрета, обратившись за помощью к няне. Еще одним условием воспитания детей по этой теории является то, что родители ездят на отдых без детей, иначе ребенок будет очень к ним привязан и не сможет стать самостоятельным.

Читайте также:  Болезнь или плохой характер? Как выявить шизофрению

«Естественники» считают, что кроха нуждается в опеке и ласке, что ему нужна родительская любовь и опека, чтобы после насытившись ею, он с уверенностью шагнул в мир взрослых и занял в нем свое место.

Последователи детоцентристского подхода разрешают своим детям спать с ними, потому что так они спят крепче, мать дает грудь по требованию, не соблюдая режима, при этом неважно ни место, ни время грудного вскармливания. Также мамочками активно используется слинг, который позволяет маме всегда оставаться рядом со своим чадом.

Абсолютно нормальным сторонники движения считают то, что малыш всегда находится при своих родителях и к бабушке его отправляют только тогда, когда он сам этого хочет. Согласно детоцентристскому подходу дети, которые лишены родительской ласки в раннем возрасте, обязательно будут пытаться компенсировать недостаток любви и внимания, когда станут уже взрослыми.

Воспитание маленьких детей остается спорным вопросом, потому родители выбирают тот способ взращивания грудничков, который им кажется наиболее подходящим.

Принимая решение как воспитывать свое чадо, мамам и папам следует взять на заметку – если ваш кроха улыбается и выглядит счастливым, ему не грозят никакие психологические проблемы в дальнейшем, даже если соседка снизу или заботливая бабушка считает ваши методы воспитания неправильными.

Воспитание — года особенности

В возрасте 3-4 года маленький человек — это уже вполне сформировавшаяся личность со своими желаниями и эмоциями.

Иногда бывает, что эти желания абсолютно не совпадают с правилами взрослых и малыш начинает проявлять характер. Попросту говоря капризничать. Воспитание в этот период времени требует от родителей невероятного терпения.

Нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации

В формировании личности самым важным является нравственное воспитание. Именно оно должно выработать у детей такие качества как чуткость и честность, отзывчивость и готовность к взаимопомощи, вежливость и дисциплинированность.

Воспитание — года особенности
  • Огромное влияние на детей имеет положительный пример взрослых и литературных героев. Родители должны воспитывать у детей чувство патриотизма, рассказывать об истории и традициях своей страны.
  • Важно в этом возрасте ввести малютку в детский коллектив, например детский сад или другую группу сверстников. В таком случае у него будут формироваться чувства дружбы и товарищества.
  • Немного отличаются методы воспитания мальчика и девочки в 3-4 года. Мальчик должен знать, что он сильный и добрый, идеалом же для девочки является мама.
  • Не стоит забывать и о физическом воспитании. Ведь спорт — это не только польза для здоровья, но и положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы малыша.

Методы воспитания и обучения в 3 и 4 года

1. Терпение. Малыш пытается быть самостоятельным, а родители постоянно его поучают. Маме и папе следует запастись терпением и вести себя как можно мягче.

2. Запреты. Они должны быть четко обоснованы. Кроха должен понимать почему нельзя делать так или иначе.

Воспитание — года особенности

3. Личный пример. Дети подражают поведению взрослых и все в себя впитывают. Если в семье общаются спокойно, то и поведение малыша будет соответствующим.

Воспитание самостоятельности у детей — советы психолога

Дети после года уже способны самостоятельно есть и одеваться. Главное терпеливо обучать маленького человечка этим процессам, не забывая хвалить за проявление инициативы.

Трехлетке уже можно давать несложные поручения по дому, такие как убрать за собой игрушки или полить цветы.

Ошибки в воспитании мальчиков и девочек

  • Неправильно следовать стереотипам. Необходимо уважать чувство малыша вне зависимости от его пола.
  • Неправильно ограничивать детское развитие из за полового различия. Не обязательно мальчикам играться только машинками, а девочкам куклами. Пусть они играют теми игрушками, которые вызывают у них интерес.
Воспитание — года особенности
  • Неправильно ругать малыша за несоответствующее общим правилам поведение. Например такие фразы как «разнылся как девочка» или » дерешься как мальчишка» абсолютно неуместны. Необходимо формировать уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Воспитание детей в первые годы их жизни процесс и трудный и увлекательный одновременно. Любите своих малышей, постарайтесь находить для них больше времени, проявляйте внимание и заботу, ведь именно от родителей зависит будущее их отпрыска.

Читайте также:  Как отличить любовь от влюбленности: основные принципы

Как бороться с демонстративным поведением ребенка

Таким детям важно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное — снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Поэтому взрослым лучше обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловнорефлекторный характер. Первый крик — результат спазмы голосовой щели. Спазма сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик — это и первое проявление отрицательной эмоции; спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае, действительно, невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение — у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т. д. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции — плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого — начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения, положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, и особенно впечатлений, связанных со взрослым.

Пример. У Иры (два месяца, 14 дней) непосредственно после кормления, как и у других наблюдавшихся детей, эмоционально-положительные реакции отсутствуют. При зрительно-слуховом сосредоточении на лице взрослого и звуках его голоса возникло торможение общих движений, через 10 сек сменившееся выразительной улыбкой, длившейся 35 сек. (Из наблюдений М. Ю. Кистяковской.)

Постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым — первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.

Детская психология. М, 1985 г.

Фабер Адель, Мазлиш Элейн «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»

Еще одна работа этих писательниц. Про взаимоотношение детей и родителей написана масса книг. Про понимание между братьями и сестрами очень мало. А ведь часто в семьях конфликты происходят именно из-за непонимания между старшими и младшими детьми. Детские ссоры порой превращают жизнь всех домочадцев в кошмар, а у взрослых не остается сил на нужные слова и поступки. Здесь и пригодятся советы из этой книги.

Да, скажут многие, и здесь не обошлось без западного уклона. Тренинги для родителей чужды сознанию россиян. Но если отвлечься от подачи материала, а вникать в его суть, то все встанет на свои места. Как и предыдущая, данная книга снабжена большим количеством картинок, историй, примеров. Она поможет вам:

Фабер Адель, Мазлиш Элейн «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»
  • наладить отношения между детьми;
  • не отрицать чувства ребенка, даже если они вам не нравятся;
  • правильно реагировать, если дети дерутся;
  • не навязывать роли;
  • воспринимать конкуренцию между детьми спокойно.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.