Как готовиться к школе без стресса и нравоучений

Хлопоты перед 1 сентября уже вовсю охватили родителей. Особенно трудной считается последняя неделя августа, потому что практически все занятые родители вынуждены оставлять заботы о школе на последний момент. Подготовить ребенка к школе бывает непросто. Но в этой суматохе перебежек между магазинами канцтоваров и школьной формы, подсчета трат и планов на сентябрь, важно помнить, что детям так же сложно, и начало нового учебного года – всегда большой стресс для ребенка.

Причина

Причин того, что ребенок не желает идти в школу, может быть много. Самая простая и банальная – например, кто-то из детей старшего возраста рассказал вашему ребенку, что в школе совсем не так весело и хорошо, как рассказывают взрослые. “Учиться – это сложно, уроки надо учить, оценки ставят не всегда те, что хочется, учитель ругается, времени погулять мало” и т.д. В таком случае, задание родителей –  убедить ребенка в том, что это не так. Мультфильмы и кинофильмы про школу, книги, собственный жизненный опыт помогут вам в этом. Согласитесь, что рассказ отца или мамы будет намного авторитетней, чем рассказ знакомого во дворе. Выявляйте свои актерские способности, рассказывайте ребенку интересные и веселые моменты со своей школьной жизни.

У ребенка может сложится плохое представление о школе, если родители или воспитатели переусердствовали с подготовкой. Сегодня много родителей хотят, чтобы будущий ученик умел и читать, и писать, и считать как минимум  до 100. Поэтому,  детей с очень маленького возраста уже отдают в разные подготовительные  школы. Но,  стоит учитывать, что программы подобных курсов не соответствуют нормальным  психологическим требованиям ребенка дошкольника. Кроме того, занятие в таких школах очень часто проводиться вечером после садика или у выходные дни. Тогда ребенок теряет час, когда он должен играть и гулять. Занимаясь в таком режиме, дети понимают, что учеба – это сложно и нудно. Результат – отсутствие желания ходить в школу.

Быть готовым к школе – не означает уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – означает быть готовым всему этому научиться.

Иногда случается, что родители не уделяют нужного внимания вопросу учебы. Не отвечают на детские вопросы о школе и считают, что рано об этом говорить.

Но, все-таки, отсутствие желания идти в школу объясняется тем, что ребенок не готов к смене обстановки к которой привык. Ему хочется играть, вместо того, чтобы сидеть за партой. Поэтому, нужно убедится, что учеба в классе соответствует принципам, которые рассчитаны на детей 6 лет:

  • Например, материал должен излагаться так, чтобы ребенок мог видеть все то, о чем рассказывает учитель.
  • Уроки, обязательно, должны проходить в игровой форме и длиться не более 45 минут. Потому что в таком раннем возрасте ребенок не способен так долго удерживать внимание и сидеть неподвижно, слушая учителя.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?
Читайте также:  Самоактуализация как механизм формирования стиля жизни личности

– Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

–  Пообщайтесь с учительницей. Общение стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные эмоции, и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

– Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

–  Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

– Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

– Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

–  Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Один момент о форме обучения

Нашла его у опытного педагога, который давал советы родителям. Можно и из-под палки заниматься с крохами. Но так мы рискуем нанести психологические увечья нашим малышам. А потому, давайте делать это в игровой форме, заинтересовывая, а не принуждая.

Что в этом поможет:

  • Наглядный материал: сказки, мультики.
  • Если не превышать нагрузку. Объем материала подбирать по силам малыша, и регулировать его во время занятий.
  • Подбирать время, когда он не уставший и не голодный.
  • Правильная мотивация.
  • Вознаграждения после занятий (прогулка, чаёчек и т.д.).

И всегда хвалите. Отмечайте любую мелочь, где кроха преуспел!

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.
Читайте также:  Мизантроп в мегаполисе: инструкция по выживанию

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.
Причины отказа

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Как отличить стресс от лени

Ребенок, страдающий от школьного невроза пытается всеми способами получить согласие своих родителей пропустить занятие, даже если он прилежный, обязательный ученик и отличается любознательностью.

Проблемы со здоровьем носят временный характер и появляются перед посещением образовательного учреждения, недомогания, как правило, исчезают во время выходных или когда удается избежать похода в школу.

Если ученику не интересно в школе, он не будет бояться ее посещения, скорее всего, он выйдет из дома и просто прогуляет уроки, тщательно скрывая этот факт от родителей.

Кроме того, он не откажется от встречи с друзьями, тогда как ребенок страдающий от фобии, избегает общения.

Узнайте больше о причинах нежелания посещать школу здесь

Самый действенный способ помочь ученику обрести здоровую психику — поговорить с ним о его проблемах, возможно, он поставил перед собой высокую цель, которой не так легко добиться.

Посетите психолога и если потребуется, невролога. Оба специалиста подскажут, какие действия помогут восстановить и укрепить нервную систему.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Важно! Ребенок должен правильно понимать свою роль в обучении.

Читайте также:  15 простых и сумасшедших вещей в постели, которые сводят мужчин с ума

Психологическое равновесие

Мотивируйте правильно

Родители – это главные люди в жизни ребенка, это его защитники, воспитатели и соратники. Поэтому родителям так важно обеспечить хорошую психологическую подготовку ребенка к обучению. Хорошая мотивация лежит в основе такой подготовки.

  • Наполните учебный год смыслом и приучайте к целеустремленности. Предложите составить список целей. Не давите – это его право отказаться делать это, ведь его цели – это сугубо личное, и вы должны уважать личные границы ребенка. Но попробуйте замотивировать. Расскажите о том, как вы составляете цели, например, перед новым годом, как это помогает вам получить желаемое и в следствие этого чувствовать себя лучше. Правильный подход замотивирует ребенка к действию, и учебный год станет более ожидаемым и наполненным смыслом.
  • Предложите поделиться своими целями с желанием помочь некоторые из них воплотить. Например, если ребенок хочет начать играть в футбол и достичь определенных результатов, вы с удовольствием поможете ему в этом, найдя подходящую секцию, поможете подготовиться к будущим соревнованиям.
  • Привлеките свое чадо к шопингу. Конечно, не всегда приятно в жаркое августовское воскресенье бегать по переполненным школьным ярмаркам в поисках лучшего ранца или школьной формы, но ребенок должен в этом участвовать. Важно, чтобы хотя бы часть вещей он выбрал самостоятельно – так он вспомнит о школе еще раз, создаст свою личную атмосферу и будет в приятном предвкушении использования своего «особенного» пенала или блокнота. Это очень важный пункт, потому что именно он избавляет от ассоциации, что школа – это что-то «навязанное» взрослыми и такое нежеланное.
  • Хорошей мотивацией может стать возврат в любимые и привычные места: секции, кружки, дополнительные уроки музыки и рисования, друзья или любимое место в городе. Расспросите ребенка, пускай он помечтает и захочет поскорее вернуться к будничной жизни со своими положительными и особыми моментами. Предложите посетить любимое место, парк развлечений, кино в первый день после школы или ближайшие выходные, ведь 1 сентября – это праздник.

Что же требуется от родителей?

Порой мамы и папы считают, что их задача — собрать ребенка в школу, а учить и воспитывать его обязаны в детском саду. Таким образом они перекладывают на дошкольное учреждение собственные семейные обязанности, что оправдано лишь в случае крайней занятости. Любой родитель в состоянии самостоятельно привить сыну или дочке все необходимые навыки.

С ребенком нужно разговаривать на разные темы, обсуждать фильмы и книги, учить иметь собственное мнение по каждому вопросу и тактично выражать его.

Как подготовить ребенка к школе с психологической точки зрения? Прежде всего — создать позитивный образ школы и учителя. Поход туда должен стать праздником и новым этапом жизни. Нужно объяснить малышу, в чем преимущества школьной жизни, чему он там научится и что его ждет интересного.

Очень важно с детства закладывать правильное отношение к ошибкам и успехам. Нужно учить не падать духом из-за неизбежных неудач, уметь делать выводы и грамотно работать над ошибками.

Не требуйте слишком многого. Если ребенок плохо считает или пишет, не умеет читать — еще не трагедия. Такие навыки не являются обязательными при поступлении в 1 класс. Задача начальной школы — научить детей всему этому.