Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

Целесообразность применения препаратов при гиперактивности у детей периодически подвергается сомнению. Чтобы разобраться, необходимо определиться с самим понятием синдрома гиперактивности.

СДВГ: что это такое у детей?

СДВГ – это неврологическое расстройство, для которого характерны импульсивность, дефицит внимания, чрезмерная двигательная активность и быстрая речь. Проще говоря – чрезмерное перевозбуждение, превышающее норму. В медицине синдром дефицита внимания и гиперактивности обозначается аббревиатурой СДВГ.

Это создает определенные трудности не только окружающим малыша взрослым людям, но и самому ребенку. Появляются трудности в общении, что в дальнейшем может выплеснуться в формирование негативных сторон характера. Ребенок проявляет агрессию к окружающим, вмешивается в разговоры взрослых, не участвует во многих коллективных играх. Он прекрасно понимает все, что говорят взрослые, но просто не в состоянии выполнить их инструкции из-за чрезмерной импульсивности.

Дети с СДВГ — как не упустить время?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников. Заподозрить СДВГ можно уже в самом раннем возрасте, а особенно чувствительно это становится в школьном периоде, поскольку создает проблемы в обучении.

Как распознавать эту проблему на разных этапах развития, что делают специалисты, и чем могут помочь ребенку родители — главные темы данного курса.

Данный курс, разработанный с учетом 25-летнего практического опыта призван помочь родителям и специалистам.

Формат вебинаров позволяет присутствовать и тем и другим, поскольку информация подается в понятной и доступной форме, и подтверждается данными научных исследований и практики самого автора.

Состоит из 4 вебинаров по 2 часа.

Программа:

  • причины возникновения СДВГ, первые симптомы и проявлениям в разных возрастах, что должно насторожить
  • современные методы диагностики и лечения, прогнозы
  • влияние дефицита внимания и гиперактивности на развитие познавательной сферы детей: восприятие, память, речь, интеллект
  • методы помощи ребенку с СДВГ в обучении и повседневной жизни

В первой части мы познакомимся с тем, что такое СДВГ с медицинской и научной точек зрения, какие проявления в поведении ребенка говорят в пользу СДВГ, а какие против наличия у него этого синдрома, как СДВГ проявляется в разных возрастах, как принято диагностировать и лечить этот синдром в современном мире, что думают по поводу причин возникновения у ребенка этого расстройства развития и как оценивают прогноз.

Читайте также:  Можно ли определить характер человека по его губам

Во второй части мы поговорим о том, как влияют дефицит внимания и гиперактивность на развитие познавательной сферы детей и на их обучение, что происходит с их восприятием, памятью, речью, интеллектуальными процессами, с какими проблемами они сталкиваются в школе.

И, наконец, в третьей и четвертой частях речь пойдет о том, как можно помочь ребенку с СДВГ, что могут делать родители, для того, чтобы в его распоряжении оказались полезные средства саморегуляции, которыми он мог бы пользоваться в повседневной жизни.

Чем опасен СДВГ?

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Причины и факторы развития

Некоторые родители считают гиперактивность результатом неправильного воспитания. Однако существуют иные причины, имеющие гораздо большее влияние на внешнее поведение ребенка:

  1. Изменения в жизни семьи, так или иначе нарушившие привычный мир. Например, родители потеряли работу или развелись. Они могут думать, что ребенок еще слишком мал и не понимает происходящего вокруг, но на самом деле, многие дети очень чувствительны к изменениям в эмоциональном фоне в доме. Особенно сильное впечатление производит потеря члена семьи.
  2. Гиперактивность у детей может быть вызвана хроническими заболеваниями, частыми простудами и приемом сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут отиты и соматическое заболевание, приведшее к нарушениям функций головного мозга.
  3. Употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления.
  4. Повышение уровня свинца в организме ребенка. Вещество могло оказаться в некачественной краске, используемой для ремонта дома или для окрашивания детских игрушек.
  5. Травмы головы, падения в грудном возрасте.
  6. Пищевые добавки и острые блюда.
Причины и факторы развития

Болезнь может быть наследственной. Примерно в 15 случаях из 100 исследований синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выясняется, что расстройством страдают некоторые члены семьи. Однако далеко не все дети, имеющие предрасположенность к синдрому, обязательно им болеют. Гиперактивность может не проявиться, если отсутствуют факторы для ее развития.

Читайте также:  Дуоденит у ребенка: его особенности и лечение

В дополнительную зону риска попадают те дети, у которых:

  • неблагополучная обстановка дома;
  • слишком строгие родители;
  • нарушен режим дня;
  • повышенные учебные или физические нагрузки.
Причины и факторы развития

К сожалению, современная система обучения часто диктует слишком высокие требования к дошкольнику. Некоторые родители считают своим долгом нанимать репетиторов с трех лет. Особенно модным стало рано учить ребенка иностранным языкам и водить сразу в несколько спортивных секций. Пытаясь воспитать маленького вундеркинда, взрослые обычно переоценивают возможности ребенка.

Другая, часто наблюдаемая крайность – это когда детей предоставляют самим себе: разрешают сидеть перед телевизором до полуночи или пропускать прием пищи.

Еще одна, распространенная причина появления синдрома гиперактивности – недостаток внимания со стороны взрослых. Ребенку кажется, что его недостаточно любят, что он никому не нужен, и подсознательно пытается протестовать.

Причины и факторы развития

Симптомы

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Лечение Глиатилином

Глиатилин — это препарат, который относится к классу нейропротекторов. Широко используется в лечении СДВГ и других заболеваний головного мозга органического и функционального характера.

Фармакологическое действие заключается в восстановлении метаболических процессов и нормализации кровотока в тканях головного мозга. Благодаря воздействию Глиатилина улучшается проводимость в тканях коры больших полушарий.

Читайте также:  Ребенок-Скорпион: детский гороскоп для мальчика

В организме человека Глиатилин распадается на два основных действующих вещества — глицерофосфат и холин.

Лечение Глиатилином
  1. Холин принимает участие в синтезе медиатора нервной передачи — ацетилхолина. Благодаря этому активному веществу существенно увеличивается скорость передачи нервного импульса и обмен информации между тканями и нервными клетками.
  2. В состав клеточной оболочки нейронов входят фосфолипиды. Основным компонентом их является вещество глицерофосфат. Оно значительно повышает резистентность нервных клеток к негативным внешним факторам.

Благодаря воздействию Глиатилина происходит восстановление нарушенных вследствие гипоксии функций головного мозга и повышаются когнитивные способности ребенка, улучшается концентрация внимания и формирование новых навыков.

Глиатилин в детской практике

Несмотря на то что в справочниках и инструкциях по применению отсутствуют данные о возможности лечения детей этим препаратом, у отечественных педиатров и неврологов имеется огромный положительный опыт терапии несовершеннолетних пациентов при следующих заболеваниях:

  • Последствия родовых травм и органических заболеваний мозга.
  • Задержка психического и психомоторного развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Признаки раннего детского аутизма различного происхождения.

Детям до 2 лет препарат показан в инъекционной форме. Старшим детям медикамент назначается в виде желатиновых капсул. Обычно курс инъекционных процедур продолжается от 10 до 15 дней. При назначении лекарственного средства внутрь курс лечения должен составлять от 1 до 3 месяцев. Дозировку лечащий врач определяет исходя из возраста и массы тела пациента.

Лечение Глиатилином

Единственным противопоказанием к назначению этого лекарственного вещества является возможная индивидуальная чувствительность к его компонентам. При возникновении неприятных симптомов типа тошноты дозировку препарата можно несколько уменьшить. При появлении сыпи уртикарного характера следует прекратить прием медикамента и обратиться за помощью к специалисту.

На фармацевтическом рынке есть препараты с аналогичными свойствами и действующим веществом, но имеющие другое торговое название. Однако производить замену препарата может только специалист.

СДВГ или просто дерзкий норов? Как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.