Эгоцентрический тупик 7. Понятие эгоцентризма в психологии

На самом деле воспитание ребёнка — очень нелегкая задача. На пути становления маленькой личности, нас родителей, ждут много разных сюрпризов. И, пожалуй, один из неожиданных — эгоистичным нарциссом может вырасти каждый ребёнок.

Детский эгоцентризм

Что такое детский эгоцентризм? Эгоцентричность – это восприятие окружающей обстановки. Эгоцентрист крайне уверен, что его мысли авторитетны, он считает себя всезнающим, а остальных считает глупыми, поэтому с их мнениями не считается и не воспринимает. Если эгоцентризм развивается у ребенка, то не нужно считать это каким-либо отклонением, а вот если в юношеском возрасте эгоцентризм не перестает проявляться, значит необходимо принимать меры. Это происходит вследствие того, что маленький ребенок не способен понять то, что мнения у всех бывают разными, а вот взрослые вполне могут это осознавать.

Советы родителям

Вот несколько рекомендаций, которые помогут избежать ошибок и воспитать хорошего, понимающего человека.

Научить ребёнка слышать «нет». Ребёнок должен понимать насколько оправданы ее «хотения» и желания.

Научить ребёнка делиться. В первую очередь с родственниками, младшими членами семьи, друзьями. Главный посыл, который нужно донести до ребёнка — нужно уметь отдавать, а не лишь брать.

Научить с достоинством переносить неудачи. Объяснить ребёнку, что неудачи могут закалять характер и дать силу для следующего развития. И ни в коем случае не вешать нос, лишь терпение и труд способны принести заветные результаты в любом виде деятельности.

Эти рекомендации смогут избавить ребёнка от синдрома нарциссизма, и развить в нем те качества, которые необходимы, чтобы одолевать любые трудности во взрослой жизни.

Эгоцентризм и преодоление обиды

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОБУ ВПО «Костромской государственный университет

имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной психологии

Эгоцентризм и преодоление обиды

Выполнил:

студент 2 курса 7 группы

специальность: «Психолого-педагогическое образование»

Власюк Михаил Владимирович

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной психологии

Самойлова Ирина Геннадьевна.

Кострома 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения эгоцентризма в психологических отечественных и зарубежных исследованиях

.1 Понятие эгоцентризма. Причины возникновения эгоцентризма, его виды и проявление на разных этапах онтогенеза человека

.2 Изучение эгоцентризма в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

Глава 2. Феномен обиды. Обидчивость как личностное качество

.1 Понятие обиды

.2 Феномен обиды, ее основные характеристики

.3 Основные способы преодоления обиды

Заключение

Список литературы

Введение

Во время общения и взаимодействия друг с другом мы, люди, решаем разные проблемы, начиная от деловых и заканчивая интимно-личностными. При этом мы очень часто думаем, что понимаем друг друга, хотя потом оказывается, что это не так. Из-за непонимания возникают конфликты и ухудшаются взаимоотношения. Почему же такое происходит: из-за неумения людей понять друг друга или нежелания внимательно слушать?

В подростковом, юношеском или взрослом возрасте многие люди периодически переживают огорчения из-за возникающего чувства непонимания их другими. У некоторых вместе с гордостью, успехами и достижениями, наряду с оценкой собственной важности закрадываются сомнения в нужности своих дел, и усиливается чувство одиночества среди людей. А у всех ли так? Почему, чем больше мы знаем о чем-либо, тем труднее нам рассказать об этом знании?

Все вышеперечисленные вопросы имеют отношение к тому, что в обыденном языке зовется «зацикленностью» человека на самом себе, а в психологии называется центрированностью на себе или эгоцентризмом.

Появление в психологии термина «эгоцентризм» вызвало ряд недоразумений, связанных с тем, что житейское толкование эгоцентризма отличается от научного. В специальной литературе с помощью понятия «эгоцентризм» описывается целый ряд различных по своей природе и динамике явлений: «умственная позиция» у ; «один из уровней, характеризующих смыслы жизни» у Б.С. Братуся; «свойство личности, характерное для психопатов» у Х. Шредера и другие.

В научной психологии ХХ века проблема эгоцентризма была поставлена Ж. Пиаже. Вслед за Пиаже, поддерживая его идеи понимания эгоцентризма или развивая свои собственные, этим вопросом занимались , , , , , , , ,

В свою очередь эгоцентризм, как явление, способен порождать у человека обиду.

Понятие обиды многозначно. Исходя из понимания обиды как негативного переживания, возникающее в ответ на «несправедливое» к себе отношение окружающих. Обида возникает, когда другой ведёт себя относительно меня не так, как я привык или как я ожидаю от него, а как — хуже. Именно в этот момент и проявляется у человека эгоцентрическая направленность, которая ведёт к рассогласованию между моими ожиданиями и реальностью общения с ним. В большей степени это проявляется в детском возрасте, после чего уменьшается, и усиливается в престарелом возрасте.

Читайте также:  Как реагировать родителям на плохие оценки ребенка

Чувство обиды возникает вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в реальности. То есть обида является следствием выполнения трёх умственных операций: построение ожиданий, наблюдение реального поведения, сравнение.

Переживание обиды к врожденным эмоциям исследователями не причисляется. У младенцев в арсенале есть врожденное чувство гнева, а сложное чувство обиды им освоить еще предстоит. Обиду выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь».

Обиду можно преодолеть двумя способами: когнитивным («размышление обиды» по Ю.М. Орлову); религиозным, который наиболее полно отражен в психологии прощения (Э. Гассин).

Следовательно, изучение особенностей проявления эгоцентризма и преодоления обиды является актуальной проблемой различных разделов психологии и требует дальнейшей разработки.

Актуальность проблемы исследования обусловило выбор темы.

От детства к старости

Разработка и уточнение психологической трактовки эгоцентризма принадлежит швейцарскому психологу Жану Пиаже. Эгоцентристами он считал детей и утверждал, что это естественная особенность их (умственного) развития. Впоследствии взгляды Пиаже подвергались критике. Но состояла она не в том, что детский эгоцентризм полностью отрицался; исследователи сомневались в степени его выраженности и в определении возраста, когда он себя изживает.

Дети-дошкольники судят о мире с единственной точки зрения — своей собственной. Им просто не приходит в голову попытаться изменить ракурс восприятия, а если бы и пришло, то сделать этого они бы не смогли. Яркие примеры этой черты личности ребенка можно обнаружить в его речи. Он говорит только со своей позиции и не заботится о том, чтобы сделать сообщение понятным собеседнику: просто не видит в этом необходимости, полагая, что другие понимают его так же легко, как он сам понимает себя.

Известный эксперимент «Три горки» тоже наглядно демонстрирует детский эгоцентризм. Экспериментатор показывает маленькому подопытному макет трех горок разной высоты. В процедуре участвует игрушка. Ее располагают так, чтобы она тоже «видела» горки, но с ракурса, который не совпадает с ракурсом ребенка. Затем из нескольких рисунков макета ребенка просят выбрать тот, который отражает взгляд игрушки. Ребенок этого сделать не может и указывает на ту картинку, где горки изображены так, как видит их он сам.

Еще раз подчеркнем: такое мышление естественно, бороться с ним не нужно. Ребенок сам перерастет эгоцентризм, ведь по мере взросления ему будет необходимо все больше взаимодействовать с другими, а следовательно, он все лучше и лучше будет понимать, как различаются у разных людей взгляды на мир.

А вот подростковый эгоцентризм уже нормой не является. К 10-12 годам эгоцентричное мышление должно уступить место более взрослому восприятию действительности. Часто родители сами неосознанно подпитывают эгоцентризм дочери или сына, поддерживая у подростков детский взгляд на себя как на центр мира.

Эгоцентризм может сохраняться и у взрослых. Если он проявляется не постоянно, а лишь в исключительных ситуациях, опасаться нечего. Но если становится стержневой характеристикой личности, необходимо принимать меры. Предельно заостренный эгоцентризм — симптом многих психических расстройств (например, ).

В крайних случаях общение с окружающими искажается так сильно, что человек видит в партнере лишь «эхо» своих собственных высказываний. Разумеется, таким людям необходима помощь специалиста. Да и в целом преодолеть эгоцентризм собственными силами достаточно трудно. Для этого необходимы колоссальная целеустремленность и огромное напряжение воли.

С раннего детства у ребенка появляется желание быть в центре внимания. Детская психика не способна воспринимать то или иное событие со стороны. Детям сложно оценивать ситуацию, участником которой они не являются. С возрастом эгоцентризм может усиливаться, если не принять правильные меры в воспитании ребенка на определенном этапе. Однако даже в этом случае признаки эгоцентризма будут часто напоминать о себе.

Как эгоисты себя ведут

Такие индивиды свои корыстные проявления зачастую прикрывают альтруизмом. По мнению специалистов, между понятиями «эгоизм» и «альтруизм» очень зыбкая грань. Это можно наблюдать в отношениях. Например, индивид свой эгоизм прикрывает любовью: с одной стороны, он заботится о своем партнере, а с другой – желает осчастливить именно себя.

Как эгоисты себя ведут

Проявления эгоизма бывают самые различные. Некоторые личности стремятся к материальным благам. Эти индивиды вкусно кушают, стильно одеваются и регулярно отправляются куда-либо на отдых. Такой эгоист нуждается в первую очередь в комфорте. Чтобы обеспечить себе достойную жизнь, ему приходится много работать. Данное поведение считается примером разумного эгоизма. Некоторые эгоистичные индивиды желают добиться для себя комфорта, но за счет других. Такие люди хотят получать большие деньги, но при этом трудиться меньше. Если у них на работе возникают какие-либо накладки, то они всю вину сваливают на другого человека или же на стечение обстоятельств. Судя по отзывам, данный тип эгоиста считается самым неприятным. В целом эти личности осознанно ведут паразитический образ жизни.

Как эгоисты себя ведут