Диагноз ппцнс синдром двигательных нарушений

Под органическим поражением головного мозга у детей подразумеваются прогрессирующие заболевания разной этиологии, которые провоцируют нервные и психосоматические расстройства. Такие патология встречаются крайне редко, но могут вызывать серьезные последствия, включая задержку речи, снижение интеллекта.

Международная классификация болезней не содержит ОПГМ. Поэтому диагноз формулируется как «неуточненное повреждение мозга», «неуточненная энцефалопатия». Все же существует классификация патологий, объединяемых термином «органическое поражение»:

  • гидроцефалия;
  • врожденные аномалии развития;
  • ДЦП;
  • нарушения вследствие внутриутробных инфекций (сифилиса, цитомегалии);
  • заболевания, поражающие ЦНС.

Еще ОПГМ делятся на диффузные – например, вследствие энцефалопатии, и локализованные – на фоне опухоли, мозговой травмы.

Вопрос Этиология нарушений зрения и слуха

Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами.

В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

В последние годы ведущая роль придается генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50% случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции большое место принадлежит наследственному предрасположению. Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточность органа слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков.

Аналогичные соотношения характерны и для поражения зрения. Имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности (такие инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Нередкой причиной является патология родов. Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга. Наследственным факторам в происхождении патологии зрения отводится от 15 до 17%.

Симптомы

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, который проявляется вздрагиванием, повышением или понижением мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, беспокойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем. При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением. При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром,при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного развития. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша. К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:задержку психического, моторного или речевого развития;цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью), синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

Причины поражений ЦНС

Повреждения ЦНС могут возникнуть по разным причинам. Неонатологи разделяют их на четыре группы:

  • Гипоксические поражения ЦНС. Возникают при острой нехватке кислорода, которая, в свою очередь, может быть спровоцирована ранним или поздним токсикозом, тонусом матки, хроническими заболеваниями матери, осложнениями во время родов и другими причинами.
  • Травмы. Возникают вследствие механического повреждения тканей головного или спинного мозга во время родов либо после них.
  • Метаболические поражения. Возникают по причине острого нарушения обмена веществ или употребления беременной токсических препаратов, алкоголя, наркотиков, никотина.
  • Инфекционные поражения. Повреждающим фактором выступают вирусы, бактерии, грибки, паразиты.

Диагноз: Органическое поражение ЦНС, Аутизм, ЗПРР, ЗПР | Центр Традиционной Китайской Медицины Наньмунан

Очень много писем о приеме на лечение детей с диагнозом ЗПРР, аутизм на почту клиники докторам пришло письмо: 

Здравствуйте!!! Моему сыну 11 лет. Ставят диагноз: Органическое поражение центральной нервной системы. Аутизм в легкой форме, Речевое и поведенческое расстройства. Не могу подобрать правильное лечение. Иногда сомневаюсь в диагнозе. Психолог и логопед занимается раз в неделю.

Обучение надомное. Осенью и весной сильное боли мучают его, особенно осенью, просто кричит, пока не начнешь препараты давать: Ноотропы, сосудистые.

Обратите внимание

Раздражительный, Капризный, Плаксивый, Поздно засыпает в 2 часа ночи, проснуться может рано,а так обычно в 8-10 часов утра встает. 

После семи лет пошел набор веса, два с половиной года на нейролептике Рисполепте сидели. Сейчас не даю. в 2011 году в декабре назначили противосудорожный препарат ,после результата ЭЭГ- мониторинг.

В сентябре этого года давала Танакан, головных болей практически нет, только раздражителен, с декабря 2012 года, все же стала давать противосудорожный препарат,(Финлепсин ретард), Магний В6 будоражит, а не успокаивает. Энцэфалограмма опять показала Эпиготовность. Эпилепсии нет.

Диагноз: Органическое поражение ЦНС, Аутизм, ЗПРР, ЗПР | Центр Традиционной Китайской Медицины Наньмунан

Мне объяснили,что его смена настроения резкая,это и есть Эпи приступы. Периодически даю Ноотропы для стимуляции. 

Лето отдыхаем от лекарств. Едем на море, на дельфинотерапию. Ему очень нравится смена обстановки. Совсеми здоровается, только не может выразить своих мыслей. Набор слов. Учит стихи с трудом,читает, пишет, примеры решает, задачи не понимает. 

Социальные навыки: кушает самостоятельно, только то что ему нравиться. Сам умывается, сам одевается( любит костюмы и рубашки,галстуки). 

Лечений много проходили, медикаментозно, электростимуляцию,барокамеру, остеопата, На томографии опухоли нет. На энцэфолограмме постоянные вспышки раздражения в лобной части,утром зарегестрирована Эпи вспышка. 

Больше всего беспокоит, что не получается диалог вести. К детям стал подходить, здоровается и на этом общение заканчивается. Разговора не комплексов. Может громко засмеяться,если,что то вспомнит. Живет своим миром. Закричать,если не по его. Можете ли вы нам помочь.? С уважение О. 

Важно

Таких деток принимают на лечение и есть устойчивая положительная динамика. У докторов клиники Наньмунан есть методы лечения и абилитации

Резидуально-органическое поражение ЦНС

Происхождение резидуально-органической патологии ЦНС

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на развитие плода и новорожденного, относят:

  • хромосомные заболевания (мутации и последствия гаметопатий);
  • физические факторы (плохая экология, радиация, недостаток кислородопотребления);
  • химические факторы (использование медикаментов, бытовой химии, хронические и острые интоксикации алкоголем и наркотическими средствами);
  • недостаточное питание (голодание, витаминно-минеральное обеднение рациона, дефицит белка);
  • болезни женщины (острые и хронические заболевания матери);
  • патологические состояния при беременности (гестозы, поражение детского места, аномалии пуповины);
  • отклонения в ходе родовой деятельности (родовая слабость, стремительные или затяжные роды, преждевременная отслойка плаценты).

Под действием этих факторов нарушается дифференцировка тканей, и  формируются фетопатии, задержка внутриутробного развития, недоношенность, которые в последствие могут спровоцировать органическое поражение центральной нервной системы. К последствиям органических поражений ЦНС приводит следующая перинатальная патология:

  • гипоксическая;
  • травматическая;
  • дисметаболическая;
  • инфекционная.
Резидуально-органическое поражение ЦНС

Клинические проявления резидуального поражения ЦНС

Иногда признаки повреждения головного мозга обнаруживаются лишь при проведении дополнительных методов обследования (например, нейросонографии). В этом случае говорят о клинически немом течении перинатальной патологии.

Важно! В случаях отсутствия клинических симптомов органической патологии мозга повреждение нервной системы, выявленное с помощью методов инструментальной диагностики, лечения не требует. Необходимо лишь динамическое наблюдение и повторные исследования.

Читайте также:  Метеоризм (вздутие живота). Причины, симптомы и лечение метеоризма

Резидуальное поражение ЦНС у детей проявляется:

  • церебрастеническим синдромом (быстрая истощаемость, необоснованная утомляемость, лабильность настроения, отсутствие адаптации к умственным и физическим нагрузкам, плаксивость, раздражительность, капризность);
  • неврозоподобным синдромом (тики, энурез, фобии);
  • энцефалопатией (снижение когнитивных функций, рассеянная очаговая неврологическая симптоматика);
  • психопатией (явления аффекта, агрессивность в поведении, расторможенность, снижение критики);
  • органически-психическим инфантилизмом (апато-абулические проявления, подавляемость, ведомость, формирование зависимостей);
  • минимальной мозговой дисфункцией (синдромом двигательной гиперактивности с дефицитом внимания).

Подробную расшифровку синдромов можно получить, посмотрев тематическое видео.

Лечение резидуального поражения ЦНС

Наблюдение за пациентами с последствиями органического поражения ЦНС, лечение которых подразумевает достаточно длительный процесс, должно быть комплексным.

 С учетом прогрессирования заболевания и подтипа его течения необходим персональный подбор терапии для каждого больного.

Комплексное наблюдение основано на подключении к процессу коррекции врачей, родственников и, по возможности, друзей, педагогов, психологов, самих пациентов.

Основные направления лечебных мероприятий включают в себя:

Резидуально-органическое поражение ЦНС
  • медицинское наблюдение за общим состоянием ребенка;
  • регулярный осмотр невролога с использованием нейропсихологических методик, тестирования;
  • лекарственная терапия (психостимуляторы, нейролептики, транквилизаторы,  седативные, ноотропные, вазоактивные препараты, витаминно-минеральные комплексы);
  • немедикаментозная коррекция (массаж, кинезотерапия, физиотерапевтическое лечение, акупунктура);
  • нейропсихологическая реабилитация (в том числе коррекция речевых нарушений);
  • психотерапевтическое воздействие на окружение ребенка;
  • работа с педагогами в образовательных учреждениях и организация специального обучения.

Важно! Комплексное лечение с первых лет жизни ребенка поможет значительно улучшить результативность реабилитации.

Резидуально-органические повреждения нервной системы отчетливее выявляются по мере ее созревания. Они напрямую коррелируют с временем и продолжительностью воздействия повреждающего фактора на ЦНС.

Остаточные явления поражения головного мозга в перинатальном периоде могут предрасполагать к развитию церебральных заболеваний и сформировать модель девиантного поведения. Своевременное и грамотное лечение позволит купировать симптоматику, восстановить полноценную работу нервной системы и социализировать ребенка.

(5

ППЦНС — перинатальные поражения центральной нервной системы

Перинатальные поражения ЦНС у детей – это достаточно обширная группа синдромов, состояний, а также заболеваний нервной системы, как плода, так и новорожденного, которые развиваются впоследствии действия определённых повреждающих факторов в перинатальный период. Что такое перинатальный период? Этот период длиться с двадцать восьмой недели внутриутробного развития до восьмого дня жизни новорожденного, иными словами неонатальный, интра- и ант- периоды.

Стоит отметить, что уровень перинатальной заболеваемость, а также смертности новорожденных значительно увеличен у определённой группы будущих мам и рожениц, которые входят в группу повышенного риска. Существуют разные факторы риска перинатальной патологии, их число колеблется от сорока до ста.

К самым главным факторам ППЦНС можно отнести:

  • акушерско-гинекологические факторы риска;
  • социально-биологические условия;
  • экстрагенитальные заболевания;
  • осложнения при беременности и родах, которые были отмечены в анамнезе.

Очень часто наблюдает некое сочетание присутствия нескольких факторов риска одновременно, а это увеличивает процент вероятности развития перинатальной патологии, а это ухудшает сам прогноз состояния плода и новорожденного.

Если говорить о социально-биологических факторах риска, то тут большое значение играет возраст будущей мамы (моложе, чем восемнадцать и старше тридцати лет, это к моменту рождения первенца); вредности, связанные с профессией (работа на разных химических предприятиях или та, которая связана с вибрацией, радиацией, тяжёлым физическим трудом); вредные привычки, как матери, так и отца (курение, алкоголизм, наркомания); отягощения, связанные с наследственными заболеваниями и так далее.

Также к факторам риска данной категории стоит отнести: хроническую почечную недостаточность, анемию, экстрагенитальные заболевания женщины в положении, полостные хирургические операции, приобретённые и врождённые пороки сердца, эндокринные заболевания, гипертоническое заболевание и прочие патологии, которые нарушают полноценное внутриутробное развитие плода. Выраженность и характер таких нарушений зависит от степени тяжести, ранее имеющихся патологий.

Что касается акушерско-гинекологических факторов риска, то к ним относят очень частые медицинские аборты, повторные выкидыши, длительное бесплодие. Среди факторов риска, которые связаны с осложнениями самой беременности и родами, самыми частыми считаются: угроза прерывания беременности; тяжелые токсикозы первой, а также второй половины беременности; многоводие; оперативное вмешательство или акушерское пособие; перенашивание и невынашивание плода; патологическое предлежание плода, плаценты; многоплодие, резус-несовместимость крови матери и плода; морфо-функциональная недостаточность плаценты; длительный безводный период, стремительные или наоборот затяжные роды и так далее. Особое внимание стоит уделить факторам риска, которые связаны с разными инфекционными болезнями матери или медикаментозной терапией во время вынашивания малыша.

ППЦНС — перинатальные поражения центральной нервной системы

Не смотря на то, что существует множество причин, которые приводят к ППЦНС в течении всего заболевания, выделяют такие три периода:

  • острый – это первый месяц жизни;
  • восстановительный, он в свою очередь подразделяется на ранний (со второго по третий месяц жизни);
  • поздний (с четвёртого месяца жизни до одного года у доношенных деток и до двух лет – у недоношенных).
Читайте также:  Болезнь или плохой характер? Как выявить шизофрению

В каждый из периодов перинатального повреждения присутствуют самые разные клинические проявления, которые врачи выделяют в разных синдромах. Помимо этого, у одного ребенка может наблюдаться сочетание одновременно нескольких синдромов. В зависимости от степени выраженности синдрома, их сочетания, специалист определяет тяжесть повреждения нервной системы, а это позволит назначить правильно лечение и строить какие-то прогнозы на будущее.

В диагнозе врач обязательно должен отразить предполагаемые причины, по которым была повреждена центральная нервная система, синдромы, степень тяжести и сам период течения болезни.

Для того, чтобы провести диагностику и подтвердить перинатальное повреждение ЦНС у детей, кроме клинического осмотра, проводят специальные инструментальные исследования нервной системы: допплерография, нейросонография, магнитно-резонансная и компьютерная томография, электроэнцефалография и многие другие.

Узнайте также:

  • Если у ребенка синяки под глазами
  • Грудничок плохо ест
  • Играть, купать малыша
  • Симптомы токсоплазмоза у ребенка
  • Непроходящий кашель у ребенка

Акселерация

Акселерация — ускорение (в среднем на 1-2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма. Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на ‘/2~1 Г°Д всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми. Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием «взрослых» черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — «маленькие старички» при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.). Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.