Девиация: виды, типы, причины формирования, примеры

Девиация – это совокупность отклонений в поведении личности, в основе которых лежит нарушение социальных норм и правил. С точки зрения обществознания, девиации в социуме – это угроза для безопасности. Все это понимают, но при этом аморальные поступки и противоправные действия сегодня не являются редкостью.

Основные отличия девиантного поведения от делинквентного

Различие делинквентного и девиантного поведения в том, что девиантное состояние шире и характеризует общее отклонение от социально-одобряемых, устоявшихся норм. Делинквентность — вариант отклонения, при котором совершаются общественно-опасные действия, которые могут перерасти в преступления и понести за собой юридические последствия.

Например, если рассматривать 3 состояния футбольного болельщика, то:

  • скандирование речевок — вариант нормы;
  • агрессия и оскорбления характеризуют девиантное поведение;
  • драка, причинение физического вреда — проявление делинквентности.

Девиация, девиантное поведение и девианты — что это

Для начала разберемся в терминах.

Девиация – это отклонение в буквальном переводе с латинского слова deviatio.

Слово это используется в различных сферах деятельности человека. Например, в науке — это отклонение каких-то показателей от принятой нормы. В судоходстве — это отклонение судна от намеченного курса. Ну и, наконец, в социологии — это поведение личности или группы, выбивающееся за рамки принятых норм.

Девиация, девиантное поведение и девианты — что это

Вот именно с точки зрения социологии и психологии мы и рассмотрим это явление. Под отклонением в данном случае имеется в виду несоответствие проявлений индивида установленным в социуме нормам и правилам.

Если девиация – это отклонение, то девиантное поведение – это действия и поступки человека, которые воспринимаются обществом, как ненормальные или противоестественные.

Причем такое поведение является устойчивым способом существования. Например, мужчина, который постоянно становится участником драки: куда бы он ни шел – в гости или на работу, он везде находит повод распустить руки в отношении других. Или трудный ребенок, доставляющий массу неприятностей как родителям, так и учителям в школе.

Читайте также:  Запомните: Если вы нравитесь мужчине, он будет вас добиваться

Девиант – это человек, демонстрирующий выше описанные отклонения.

Девиантом может быть абсолютно любой человек, независимо от его возраста и пола – мужчина и женщина, старик и ребенок. Единичные случаи проявления отклонений изучают и исследуют психологи и медики, массовая девиация является предметом изучения социологии.

Девиация, девиантное поведение и девианты — что это

Таким образом, есть три контекста определения и изучения девиации:

  1. с точки зрения психологии, это отклонение от социальных и морально-нравственных норм, которое проявляется в нарушении общественных правил взаимодействия, причинении морального и физического вреда себе и окружающим;
  2. в медицинском аспекте девиация рассматривается в рамках психического здоровья индивида: противоестественное поведение может сигнализировать о расстройстве психики, требующем фармакологического вмешательства;
  3. социология рассматривает явление массовых проявлений девиантного поведения, как угрозу для выживания человеческого вида. А именно: изучает, каким образом нарушаются процессы усвоения и передачи морали и нравственности, трансформируются устои и ценности в социальной среде.

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.
Читайте также:  Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной (видео)

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Причины возникновения

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.
Читайте также:  Как избавиться от фобии и страхов: долой тревогу навсегда

Механизмы и стратегии контроля и профилактики

Первичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:

  • свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
  • прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
  • воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
  • организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.

Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.

Механизмы и стратегии контроля и профилактики

Схема профилактики делинквентного поведения

Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.