Детские капризы и истерики: что делать?

Редактор

Обучайте детей с умом

Недавно меня пригласили на рождественский ужин, и, поскольку это была не моя семья, я могла внимательно понаблюдать за общением гостей. На вечеринке было много людей разных возрастов — они постоянно общались, пили и ели. На таких семейных встречах они делились новостями. В этом есть что-то очень милое: все общались с интересом и очень дружелюбно.

Мое внимание привлек молодой человек, который наклонился над детским манежем и сказал: «Привет, ребята! Как дела? Ну что, получается справиться с головоломкой?» Потом он обратился к дедушке: «Привет, дедушка! Очень рад, что ты пришел. Ты сегодня особенно хорошо выглядишь!» Затем он повернулся ко мне: «Здравствуйте! Меня зовут Ричард Броуди. А вас?»

Этому молодому человеку было всего 12 лет. Я не знаю, какими еще чертами характера и талантами он обладал, но его вежливость и общительность произвели на меня огромное впечатление.

Основываясь лишь на одном наблюдении, могу предположить, что его ждет легкая и успешная жизнь. Я не имею ни малейшего представления о том, как он стал таким общительным, ведь я только видела его поведение в доброжелательной атмосфере семейной вечеринки.

Родители могут помочь своим детям стать успешными в жизни, если научат их непринужденно завязывать беседу. Правила общения, выученные в детстве, пригодятся подрастающему поколению в будущем. Пример тому — Ричард. Как помочь нашим детям и как поддержать их, чтобы они преуспели в общении?

Сначала давайте разберемся, чего не надо делать. Вспомните свое детство. Готова поспорить, вы терпеть не могли, когда взрослые говорили вам:

  • «Ну разве ты не милашка?»
  • 
«Ты разобьешь не одно сердце, когда вырастешь».
  • «Это мама купила тебе такое красивое платье?»
  • «В каком классе учишься, юная леди?»

Хуже всего, когда они собирались вокруг и обсуждали тебя, как будто тебя там не было:

  • «На самом деле у него глаза матери».
  • «Ты так думаешь? Мне кажется, он многое унаследовал от отца».
  • «Жаль, что у меня нет такой милой девочки!»
  • 
«Разве эти кудри не очаровательны? Откуда у тебя такие кудри, милая?»

Лично мне последний вопрос задавали постоянно, а я понятия не имела, откуда у меня такие кудри. Но взрослые только усмехались, словно ждали, что я им что-то отвечу. Казалось, подобные разговоры веселили их, но не помню, чтобы мне было весело.

Я привела эти примеры, чтобы показать: ни дети, ни взрослые не знают, что отвечать в таких ситуациях. Как ребенок может поддержать беседу? По-моему, мы должны больше задумываться о том, как мы общаемся с младшим поколением.

Кто более всего подвержен истерикам?

Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:

  • меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
  • сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
  • холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
  • флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.

Другие детские истерики

Если ребенок капризничает, это далеко не всегда указывает на страхи и манипуляции зрительного вектора. Любой человек в праве негативно реагировать на усталость, голод, болезнь, недосыпание, перевозбуждение. Малыш может заплакать или рассердиться, если у него что-то не получается, если его никак не могут понять. Если вы на него слишком давите…

Так, детские истерики в 4 года могут возникать, если ребенок не может запомнить стих, заданный в детском саду, если он не смог поймать мяч, если у него не получилось идеально ровно вырезать кружок из бумаги… Причин может быть масса.

Понять, что позволит малышу позабыть об огорчении, нам снова поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Понимая, что послужило причиной поведения вашего ребенка, вы сможете быстро справиться с его расстройством.

Что делать, если злится маленький «кожник»? Предложите ему поиграть в мячик или другую подобную игру. Ребенку с кожным вектором может хватить любой двигательной активности, чтобы быстро успокоиться и заняться интересным делом. Если он и без этого сильно возбужден, попробуйте сделать ему поглаживающий массаж, который позволит ему расслабиться.

Как бороться с детскими истериками у детей с анальным вектором? Вообще эти дети не так уж эмоциональны и почти не выходят из себя. Они могут обидеться либо заупрямиться — и такие состояния вполне могут сопровождаться плачем. Успокоить такого ребенка получится, если разобраться с его внутренним состоянием.

Почему он упрямится? Ведь дети с анальным вектором — самые послушные и «золотые». Возможно, стоит перестать на него давить или поторапливать. Почему обижается? Видимо, есть ощущение, что ему в чем-то «недодали». А значит, вам стоит восстановить справедливость.

Читайте также:  Основные симптомы и принципы лечения кардиальной формы НЦД

Малыши с уретральным вектором в истерики не впадают. Однако можно вызвать их гнев, который человеку, не знакомому с детской психологией, это покажется простыми капризами. Детей с уретральным вектором нужно воспитывать по-особому, без давления и использования своего родительского авторитета. Любые рамки и ограничения свободной «уретры» закончатся вспышками гнева со стороны вашего маленького вождя, а ваши попытки его вразумить — неудачей.

Все это — лишь некоторые иллюстрации к тому, как можно дифференцировать вектора у своих детей, а затем благодаря такому дифференцированию находить правильный подход к их воспитанию. Истерики — тема непростая. И их наличие всегда указывает на какое-то неблагополучие, какой-то внутренний дискомфорт у маленького человека. И хорошо, если причина кроется только лишь в излишней детской эмоциональности.

Не надо все делать за него

Недавно на вокзале наблюдала такую картину. Сидят на скамейке мама и сын лет 10, мать говорит по телефону, заканчивает разговор и случайно роняет телефон на землю. Мальчик тут же наклоняется, чтобы поднять, а мать повелительным жестом, рукой отстраняет его и поднимает сама. Сложно описать, но она всем своим видом как бы говорила: «Это не твое дело, ты не должен помогать мне».

Может быть это был единичный случай, но если эта мама во всем поступает таким образом, то ничего хорошего из этого не выйдет. Мальчик вырастет и будет всегда надеяться на других, а не на себя.  А когда кому-то понадобится помощь от него, то он еще 100 раз подумает и скорее всего откажет.