Встретив такого человека, мы стыдливо отводим от них глаза.
Почему рождаются дети с ДЦП?
Под диагнозом «ДЦП» специалисты подразумевают особое аномальное состояние, при котором возникает дефект моторной функции мозга. ДЦП у детей может возникать либо внутриутробно, либо во время родов (интранатально) или в течение месяца после рождения. К сожалению, диагноз ДЦП сегодня является пожизненным, а основной задачей пациента становится контроль за своими движениями и речью.
- В. С. Соколова, Адаптивное физическое …
- Calaméo — Ребёнок, не похожий на всех …
- ДЦП / Детский церебральный паралич …
- Детский церебральный паралич …
- www.wday.ru
- Развитие и воспитание детей с ДЦП
Современным исследователям пока не удалось установить точные причины возникновения ДЦП, однако определенные факторы риска врачи все же определили и, значит, — научились их предотвращать. По данным исследований, около 80% проблем, приводящих к ДЦП, формируется в результате влияния на плод различных инфекций (неонатальный сепсис, энцефалит, менингоэнцефалит) и родовых травм (внутричерепная родовая травма, послеродовые травмы центральной нервной системы, гипербилирубинемия новорожденных), которые и вызывают аномалии в развитии мозга. По мнению российского врача акушера-гинеколога, профессора Виктора Радзинского, главными причинами ДЦП у детей являются родовая травма и кислородная недостаточность в родах, которые вызывают повреждения головного мозга.
Детский церебральный паралич (ДЦП)
Собирательное название «детский церебральный паралич» (сокращенно ДЦП) обозначает не одну патологию, а множество нарушений нервной системы (НС), пороков развития, формирующихся в период беременности, в натальный и постнатальный периоды, объединенных единым комплексом симптомов.
Двигательные нарушения при ДЦП, нередко сочетающиеся с психическими, речевыми, когнитивными нарушениями, эпилепсией, расстройствами зрения, слуха и т. д., являются вторичными симптомами, возникающими вследствие аномалий развития, травм, воспалительных патологий головного мозга. Хотя они считаются непрогрессирующими, однако по мере роста и развития ребенка с ДЦП объективная клиническая картина может улучшаться или ухудшаться, в зависимости от:
- формы ДЦП, степени поражения центральной нервной системы;
- адекватно подобранной терапии сопутствующих нарушений;
- успешности реабилитационной программы при ДЦП;
- психоэмоционального состояния конкретного пациента с диагнозом ДЦП;
- его социального окружения;
- совместных усилий родителей, врачей, учителей и других неравнодушных людей, которые волею судьбы оказываются рядом, принимают участи в абилитации, судьбе детей с ДЦП первого года жизни и старше.
Детский церебральный паралич – причины возникновения
Если развивается одна из форм ДЦП, причины возникновения могут быть разными. Они оказывают влияние на развитие плода в период беременности и первый месяц жизни малыша. Серьезный фактор риска – недоношенность. Но главную причину не всегда можно определить. Основные процессы, приводящие к тому, что такое заболевание, как ДЦП развивается:
- Особый ребенок ищет семью: Детский …
- Игры для детей с ДЦП — разбираемся в …
- Физическая реабилитация детей с детским …
- Использование нетрадиционных техник …
- Физическое воспитание детей с ДЦП
- Проблема физического воспитания детей с …
- Внутриутробная гипоксия плода и ишемические поражения. От недостатка кислорода страдают те участки мозга, которые отвечают на обеспечение двигательных механизмов.
- Нарушение развития мозговых структур.
- Резус-конфликт с развитием гемолитической желтухи новорожденных.
- Патологии беременности (отслойка плаценты, нефропатия). Иногда, если развивается ДЦП, причины кроются в перенесенных заболеваниях матери: сахарном диабете, пороках сердца, гипертензии и др.
- Внутриутробные инфекции вирусные, например, герпес.
- Врачебная ошибка во время ведения родов.
- Инфекционные и токсические поражения мозга в младенчестве.
Прививки и детский церебральный паралич
В последнее время многие родители жалуются на то, что у вполне здорового ребенка после вакцинации медики поставили диагноз: детский церебральный паралич. С вопросом: как прививки влияют на возникновение болезни? – я обратилась к врачу-педиатру детской поликлиники г. Томска Гошкодеря Тамаре Таиповне.
– Вакцинация в нашей стране предусмотрена законом, – говорит врач. Ставить своему малышу прививку или нет – дело добровольное. Осложнения часто возникают после вакцины АКДС, в которой присутствует реактогенный компонент от коклюша, но сказать, что именно он является причиной возникновения ДЦП, я не могу. В этой же вакцине – большая доза анатоксинов от дифтерии и столбняка, трудно сказать какой из элементов или их сочетание негативно повлияют на данный организм. У многих, кто не поставил эту прививку, при вспышке эпидемии дети заболели дифтерией, были даже смертельные исходы. Дело в том, что сам по себе химический компонент не может запустить тяжелую болезнь, может лишь вызвать реакцию на него других веществ, находящихся в том или ином организме. Ведь далеко не у всех родителей после одной и той же партии вакцины дети занемогли. При тщательном обследовании обнаруживается, что компонент вакцины вызвал нежелательную реакцию у тех детей, которые имели родовые травмы. У относительно здоровых детей – реакции не последовало. У ребенка с возникшим детским церебральным параличом лабораторные анализы показывают, что в организме «спал» цитомегаловирус. После его «пробуждения» каким-то из компонентов вакцины, вирус явился причиной поражения головного мозга, вследствие чего и развился паралич. Поэтому перед тем как делать прививку, необходимо сделать анализ на наличие инфекций, «дремлющих» в организме, и являющихся предпосылкой страшной болезни.
Особенности работы
- В возрасте 1-3 лет — основная задача: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.
- Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.
- Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.
- Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.
- Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребёнка.
- На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
- Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
- Ранняя логопедическая работа.
- Регулярность, систематичность, непрерывность
- Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.
- Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП
- Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений
- Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц
- Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов
- Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог
- Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе
- Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы
- Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы
Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.
- Детский церебральный паралич …
- Детский церебральный паралич: особый …
- Презентация на тему: «Детский …
- Физическая реабилитация детей с детским …
- Методика развития психофизических …
- Анализ организационных условий обучения …
Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:
-
Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.
-
Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.
-
Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.
Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.
Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.
Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.
В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.