Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

8 (495)120-15-81

Когда следует обратиться к логопеду?

Консультация логопеда требуется ребенку в возрасте 2-х лет, если он не говорит или использует очень мало слов (до 10); ребенку 4-х лет и старше, если он неверно произносит какие-либо звуки; ребенку старше 6 лет, если он не учит стихи наизусть и не может пересказать текст; ребенку 7-8 лет, если у него есть проблемы с письмом. Показать ребенка логопеду также рекомендуется, если что-либо настораживает родителей в его речи, если его речь отличается от речи сверстников, если ребенок говорит с запинками и заикается.

Помощь логопеда может понадобиться и взрослому: при картавости и заикании; после операции на лор-органах; после серьезных нервных потрясений; после инсульта, паралича и т.д.

Причины

Главным фактором появления данного отклонения является повреждение коры головного мозга. Это может произойти из-за следующих причин:

Причины
  • травмы головы различной степени тяжести;
  • опухолевые процессы доброкачественного и злокачественного характера;
  • инфекционные заболевания с воспалительным процессом;
  • кровоизлияние или ишемический инсульт;
  • отравление токсичными веществами.
Причины

Утрата человеком способности выражать мысли и чувства посредством устной речи, называется афазией. Она является предпосылкой и расстройства письма. Но чаще всего проявляется как симптом какого-то другого заболевания.

Причины

Эти факторы являются причиной заболевания взрослых людей. В младенчестве аграфия может появиться из-за родовой травмы головы, патологии во время беременности. А также из-за алалии, при которой ребёнок не может научиться разговаривать, а, соответственно, и писать.

Причины

Причины

Периферические параличи черепно-мозговых нервов

Известно, что при периферическом параличе возникает слабость мышц. Чаще всего, расстройства фонации, глотания и артикуляции речи встречаются при бульбарном синдроме. Это поражение каудальной группы периферических нервов – подъязычного, блуждающего, добавочного и языкоглоточного. Бульбарный прогрессирующий синдром может быть опасен для жизни, вследствие нарушений дыхания и кровообращения.

Читайте также:  Как вернуть бывшего? Всего 5 простых шагов ― и он ваш навсегда!

О дисфонии и дисфагии

Признаками бульбарного синдрома являются дисфония, дисфагия и дизартрия. Что это такое?

дисфония – это нарушение фонации и слабость голоса. Возникает при парезах возвратного гортанного нерва, который приводит в движение голосовые связки. При парезе одной связки человека можно вполне слышать, но у него сиплый и слабый голос;

дисфагия – это слабость мышц – констрикторов глотки. Именно они обеспечивают глотание, и попадание пищи далее, из глотки в пищевод комки попадают уже бессознательно, переключаясь на вегетативные импульсы.

Дисфагия проявляется поперхиванием, сложностью при глотании. При слабой дисфагии трудно проглотить твердую пищу, а при выраженной очень плохо пьется даже вода, человек поперхивается, вода выливается через нос. Мягкое нёбо парализовано, и возможно попадание пищи в легкие, с развитием аспирационной пневмонии. Требуется перевод на зондовое питание.

Что такое дизартрия?

Дизартрия часто встречается как возрастной феномен при общей инволюции (обратном развитии) высших функций центральной нервной системы.

Дизартрия. Это затруднение при произнесении речи. Дизартрию не нужно путать с афазией, при дизартрии кора мозга понимает и производит речь правильно, но мышцы полости рта, жевательные мышцы, и язык, будучи ослаблены, не могут правильно сказать нужные слова. Дизартрия проявляется гнусавостью голоса, назолалией (носовым оттенком), а так же нечленораздельным произношением фраз.

Все помнят анекдоты про позднего Брежнева, когда фраза «сиськи масиськи сиськи сраны» обозначает не что иное, как «систематически социалистические страны». Это прекрасный пример умеренной дизартрии.

фонетическое недоразвитие речи

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

Читайте также:  Можно ли определить характер человека по его губам

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные.

Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.

Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

фонетическое недоразвитие речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
    • Парез тройничного нерва;
    • Парез лицевого нерва;
    • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
    • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
    • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
Читайте также: 

Лечение фонетического нарушения речи

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи.

Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность.

Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. 

Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.