9.Лаврентьева Г.П. « Культура общения у дошкольников» Киев 2007г.

Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета.

Когда начинать объяснять ребёнку, что такое этикет?

Учить детей правилам этикета можно уже с младшего возраста, хотя осознание происходящего к ним придёт гораздо позже – после 5 лет. Не стоит ждать, что ребёнок сразу поймёт, что от него хотят. Обучение этикету — своего рода школа, здесь родителям придётся понервничать, но со временем это принесёт плоды.

Самое главное — не ругать детей в грубой форме, если они что‑то делают неправильно. Иначе это может дать обратный эффект.

«В нашей школе этикета мы даже создали детскую программу, которая поделена на блоки. Это и поведение в общественных местах, поведение за столом, общение с друзьями и родителями. Рассказываем о том, как можно самопрезентовать себя в незнакомой аудитории. Я приглашаю на занятия психолога, который рассказывает, как выходить из конфликтов. Всё это — полезные знания, которые помогут ребёнку», – рассказывает Дарья Косова.

Основы этикета

Дети не смогут соблюдать все правила поведения, которые должны соблюдать взрослые, но, есть основные, о которых не стоит забывать, воспитывая ребенка.

Самое первое правило хорошего тона — это уважение ко всем людям и взрослым, и детям. Из этого правила плавно вытекают все остальные, ведь, по своей сути правила этикета — это и есть правила уважительного отношения к другим.

Этикет за столом

Что нужно делать:

Основы этикета

Обязательно перед едой мыть руки. Садиться за стол и приступать к еде вместе со всеми. Кушать аккуратно. Есть молча. Не класть на стол локти. Не ковыряться руками в тарелке. Нельзя чавкать. После еды вытереть губы салфеткой. Поблагодарить взрослых за еду.

Чего делать нельзя:

Играть едой. Набивать полный рот. Торопиться. Кушать из чужой тарелки. Использовать в еде чужие ложки, вилки. Разговаривать с полным ртом Баловаться во время еды.

Правила хорошего тона для детей в общении

При встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, а при расставании – прощаться. При необходимости использовать «волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «приятного аппетита». К взрослым обращаться по имени-отчеству и на «Вы». Со сверстниками можно общаться на «ты». Нельзя обижать, унижать других детей, обзывать их. Не следует обижаться, жаловаться, ябедничать.

Этикет для детей в гостях

Что нужно делать:

Основы этикета

Обязательно поздороваться с хозяевами дома. Вести себя спокойно. Перед уходом поблагодарить за гостеприимство. Уходя, попрощаться.

Чего делать нельзя:

Приходить в гости без приглашения. Трогать и брать без разрешения чужие вещи. Засиживаться в гостях допоздна. Напрашиваться на чай, угощения, обед. Шуметь и бегать.

Читайте также:  Как правильно вести себя с пожилыми родителями

Правила этикета для детей в общественном месте

Что нужно делать:

В транспорте следует уступать место старшим. Перед тем как зайти в магазин либо транспорт, сначала нужно предоставить дорогу выходящим. Нужно соблюдать чистоту на улице и в помещении.

Чего делать нельзя:

Основы этикета

Нельзя громко кричать, петь песни. Нельзя заходить в общественный транспорт с едой или напитками. Нельзя тыкать пальцем. При разговоре не перебивать других людей.

Невоспитанный, грубый ребенок никогда не будет иметь авторитет у сверстников, его не будут ставить в пример взрослые. А для развития личности это важно. Поэтому соблюдать правила хорошего тона нужно постоянно и везде.

Речевой этикет детей старшего дошкольного возраста

Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Речевой этикет детям 5-7 лет осваивать гораздо легче. Обучение рекомендовано проводить в форме беседы, которая должна быть:

  • интересной для детей;
  • непродолжительной;
  • яркой и запоминающейся;
  • двусторонней (при активном участии самих слушателей).

Очень важно на этом этапе взросления дошколенка усилить учебную нагрузку, что впоследствии позволит сформировать у ребенка речевой этикет. Суть состоит в заучивании более длинных стихотворений, пересказе книжных историй или мультфильмов, участии в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх с куклами, обучении чтению и правилам произношения звуков/слов и т. д. Взрослым необходимо как можно больше времени уделять детям, которые с энтузиазмом берутся постигать все новое. От того, насколько ответственно взрослые будут подходить к вопросу обучения своих детей этикету, зависит их будущее. Не зря детей сравнивают с пустыми сосудами: ведь чем их наполнят, тем они и будут!

Выходной — Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. Мусор должен находится в урне, а не на земле;
  2. Запрещается ходить по газонам;
  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;
  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. 

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Как воспитать ребенка вежливымМир Пользы

Каждый родитель мечтает, чтобы у него вырос вежливый ребенок.  Ведь во взрослой жизни вежливому человеку гораздо проще добиться расположения окружающих, а значит, легче достичь успеха в выбранном деле. И, конечно, все мы понимаем, что уроки вежливости надо усвоить еще в раннем детстве, когда формируется характер будущей с самого рождения малыш впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. В том числе, манера общения между мамой, папой, бабушкой, дедушкойстановится для него в первые годы жизни эталоном поведения. Первые уроки вежливости малыш получает именно от близких людей. Если в семье принятос пробуждением желать друг другу доброго утра, благодарить маму за приготовленную пищу, сопровождать свои просьбы словом «пожалуйста» и т.д., то для ребенка будет вполне естественно употреблять вежливые слова, как только он научится говорить.В первые годы жизни малыш пользуется вежливыми словами еще не вполне осознанно, а лишь подражая взрослым. В три года обычно наступает кризисный период в жизни ребенка, очень часто в это время можно наблюдать агрессивное поведение. Родители в недоумении: куда же подевался их вежливый ребенок, почему он превратился в грубияна и забияку? На самом деле это нормальное явление, малыш исследует границы дозволенного, ему просто нужно помочь эти границыопределить. В этот период на каждую грубую выходку следует реагировать одинаково твердо и неодобрительно, а за вежливые, учтивые поступкиребенка нужно обязательно хвалить, тем самым вы дадите понять своему малышу, какое поведение наиболее приемлемо, а какое у малыша вызывает искреннее недоумение поведение взрослых, когда они, например, здороваются с человеком, о котором вчера довольнонелестно говорили между собой. Ведь вы же всегда внушали ребенку, что обманывать плохо, а тут желаете здравствовать неприятному для васчеловеку.  В подобном случае нужно будет объяснить малышу, что вежливый человек вежлив со всеми вокруг. К тому же человек, о котором шла речь,вовсе не такой уж и плохой, просто вы обсуждали какую-то определенную черту его характера, которая вам не  четырехлетний возраст, ребенок уже более осознанно усваивает уроки вежливости. Теперь он не просто пассивный наблюдатель, он становится критиком и судьей. Все поступки окружающих его людей, в частности сверстников в детском саду, он оценивает с точки зрения своего понимания что хорошо, а что плохо. В это время вы можете услышать от него частые жалобы на то, что кто-то из ребят его толкнул и не извинился, или не сказал спасибо за то, что он поделился конфетой, или на что-то еще, что, по мнению ребенка, следует осудить. Не пугайтесь, ваш ребенок вовсе не стал ябедой. Просто он на подобных примерах пытается понять, правильно ли он понял норму поведения среди людей. Если вы подтвердите, что поступок, который он осуждает, действительно некрасивый, то для себя малыш сделает вывод, что ему так поступать не следует. Если же отмахнетесь или пожурите за то, что он ябедничает на товарищей, ребенок будет в растерянности, как себя вести в подобной ситуации. К пяти-шести годам обычно ребенок уже усваивает основы поведения. Именно в этом возрасте, при правильном воспитании, в нем проявляются  черты вежливого человека, которые заметны окружающим и приятны родителям. Однажды в общественном транспорте довелось наблюдать такую мама ехала с мальчиком лет пяти-шести. Когда они стали выходить, малыш вышел первым и подал маме руку, мама, приняв его помощь, сказала:«Спасибо, сынок». Все пассажиры с умилением смотрели вслед этой парочке. Видно было, что в этой семье – норма проявлять заботу друг о друге и пользоваться вежливыми словами. Но не огорчайтесь, если ваш ребенок иногда забывает какое-нибудь правило вежливости, просто тактично, ненавязчиво  напомните ему об этом. Ребенок должен понимать, что вежливость проявляется не только в словах, но и в поступках. И тут тоже необходим личный пример и подсказка родителей. Например, папа может вполголоса сказать ребенку: «Маме нужно отдохнуть. Пусть она немного поспит, а мы с тобой не будем шуметь, тихонько поиграем во что-нибудь». Если попробовать вывести формулу воспитания вежливого ребенка, получится примерно следующее: личный пример + постоянные упражнения + подсказка норм поведения + поощрение за хорошие поступки + единство всех членов семьи в вопросах воспитания.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

  • мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
  • приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
  • если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи. Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
  • серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
  • обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.
Этикет для дошкольников

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Уроки хороших манер. Правила поведения в школе/ Этикет двора

  • 00:10:53
  • 00:13:19
  • 00:13:11
  • 00:12:59
  • 00:13:11
  • 00:12:52
  • 00:13:07
  • 00:13:22
  • 00:12:22
  • 00:13:18
  • 00:13:19
  • 00:13:06
  • 00:13:21
  • 00:13:22
  • 00:13:27
  • 00:13:00
  • 00:13:01
  • 00:13:06
  • 00:12:51
  • 00:12:42
  • 00:13:21
  • 00:13:18
  • 00:13:21
  • 00:12:23
  • 00:12:33
  • 00:12:55
  • 00:12:44
  • 00:12:55
  • 00:13:22
  • 00:13:22
  • 00:12:58
  • 00:12:23
  • 00:13:09
  • 00:13:22
  • 00:13:04
  • 00:12:24
  • 00:13:08
  • 00:12:24
  • 00:12:31
  • 00:13:18
  • 00:12:41
  • 00:12:27
  • 00:13:20
  • 00:12:23
  • 00:12:22
  • 00:13:19
  • 00:12:23
  • 00:12:52