6 способов, как правильно мотивировать ребенка

С приходом сентября многие родители сталкиваются с нежеланием детей ходить в школу и учиться. Академик Российской академии образования Марьяна Безруких объяснила, как замотивировать ребенка на учебу.Эксперт отметила, что главным мотиватором для детей должны быть не подарки и не страх наказания, а получение новых знаний.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;

Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.

  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения — подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.

Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

По сути, мотивация – это желание. Я хочу это сделать, потому что… После «потому что» родители подставляют различные варианты обоснования необходимости учиться. И вот тут начинаются ошибки, из-за которых эта самая мотивация либо держится совсем недолго, либо пропадает напрочь.

Наиболее распространённые ошибки родителей.

  1. Общие слова.

«Все учатся и ты должен, ученье свет, а не ученье тьма, не будешь учиться, станешь уборщицей» и т. д.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

Подобные утверждения слишком абстрактны, а потому непродуктивны. Кроме того, малыш искренне не понимает, почему он должен пыхтеть над учебниками, когда ему хочется погулять, и что плохого в том, чтобы быть уборщицей, вон тётя Маша в школе такая добрая и улыбчивая.

  1. Угрозы или шантаж.

«Если не сделаешь уроки, не пойдёшь гулять, не дам играть в компьютерную игру, не будешь смотреть мультфильм». Родители ошибочно полагают, что ради любимого развлечения ребёнок выполнит требуемое. Возможно, он подчинится, но учиться будет, что называется из-под палки и каждый раз угрозы придётся ужесточать. Если же в семье практикуются физические наказания, то дело обстоит ещё печальнее. Страх – плохой мотиватор, итогом его может стать ненависть к учёбе.

  1. Давление и внушение чувства вины.

«Тебе не стыдно? Посмотри, до чего ты мать довёл! Мы работаем с утра до ночи, чтоб тебе образование дать, а ты!». Подобные высказывания имеют только один эффект – ребёнок начнёт чувствовать себя виноватым. Вроде и получается добиться своего, сын или дочь сидят над учебниками, но нехотя, через силу. При этом становятся подавленными, угрюмыми, начинают часто болеть.

  1. Сравнение с другими детьми.

«Посмотри на Олю, умница, отличница, а ты!», «У тебя тройка за контрольную? А у Пети? Пятёрка? Вот он молодец, старается!». Родители часто используют этот метод, думая, что желание стать лучше Оли или Пети подстегнёт школьника, и он с удвоенной энергией примется за уроки. На самом деле сравнение угнетает. Мысль о том, что кто-то постоянно оказывается лучше, лишает всякого желания стараться и преодолевать трудности. Сравнение рождает уныние и апатию и к мотивации никакого отношения не имеет.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?
  1. Обещание вознаграждения.

«Закончишь четверть на пятёрки, получишь велосипед», «Если годовые оценки будут отличные, купим тебе новый телефон». Знания, полученные таким образом, быстро забываются, поскольку акцент с их ценности смещается на важность приза.

Кроме того, слишком отдалённый по времени подарок не способен удержать внимание ребёнка на цели. Учиться-то нужно сегодня, а конец четверти где-то там, далеко. В результате интерес к награде теряется, и грызть гранит науки становится как бы незачем.

Читайте также:  Анализы крови на гормоны при нарушении менструального цикла

Но если велосипеда хочется так сильно, что малыш старается изо всех сил, то родителям выполнить обещание нужно обязательно, несмотря ни на какие обстоятельства. Иначе утрата доверия и полное безразличие к учёбе.

  1. Деньги.

Оплата хороших оценок весьма спорный вариант стимулирования. Коммерческие отношения между членами семьи способны свести на нет дружественную и тёплую домашнюю атмосферу. Помимо этого, некоторые дети очень быстро смекают, что с помощью такой постановки вопроса, мамой можно манипулировать. «Если не заплатишь мне за пятёрку, в следующий раз вообще ничего не буду делать», — говорят они.

Привитое знание, что всё меряется деньгами, может сослужить плохую службу в дальнейшем.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?
  1. Завышенные требования.

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он не может выполнить в силу объективных причин. Если у него ярко выраженные творческие способности, не нужно настаивать на зубрёжке физики или математики, правильнее будет развивать то, что дано природой – литературный талант или страсть к рисованию. Если он медлительный, не торопите его, лучше дать необходимое время на обдумывание, чем впопыхах наделать ошибок. В случае усталости или болезни необходимо дать ему возможность отдохнуть, восстановить силы.

  1. Собственные проекции.

Одна из самых частых ошибок, когда старшее поколение нагружает младшее своими ожиданиями. «Я была отличницей и моя дочь не может учиться кое-как» или «Мне учиться не позволили обстоятельства, но сын должен получить хороший аттестат!». Чем меньше матери или отцу удалось реализоваться в значимых для них сферах, тем сильнее давление ожиданий. То, что ребёнок отдельная личность и у него свой путь обычно забывается.

Сила целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). Цели и задачи , одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека. Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.

Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям.

Важные советы по настройке цели:

  1. Цели следует записывать.
  2. Необходимо избегать возникновения неопределенности, отрицания и необходимости.
  3. Сложные цели надо разбивать на основные цели и подцели.
  4. Следует записывать все средства по достижению цели.
  5. Визуализация достижения цели поможет подкрепить желание и настойчивость.

Как помочь школьнику настроиться на учебу

Адаптация к учебе обычно занимает у детей несколько месяцев. Задача родителей – сократить этот период, чтобы школьник быстрее стал усваивать новые знания, его внимание не рассеивалось, а режим отдыха плавно сменился рабочим распорядком. Разумеется, все это лучше сделать не за счет муштры и нотаций, а постепенно корректируя летний образ жизни. Начните прямо сейчас.

Пора домой

Первое время школьники вынуждены резко уменьшить время, проводимое на прогулках. Накануне они могли гулять часами и сами выбирать, чем заняться. 1 сентября они садятся за парту и сразу должны включиться в обучение.

Это не значит, что в августе с прогулками придется завязать, но стоит уже сейчас больше времени посвящать занятиям на внимание – чтению, рисованию, рукоделию – тому, что больше нравится. Можно предложить ребенку подготовить поделки и подарки для одноклассников и учителей к началу школьного года.

Рабочий режим

Вернуть ребенка к школьному режиму дня – задача очень трудная, поэтому вряд ли стоит начать укладывать его в постель намного раньше обычного, пока лето еще не закончилось. Но облегчить этот процесс можно по-другому.

Увеличивайте и распределяйте физическую нагрузку ребенка в течение дня. Интересные для него мероприятия назначайте на ранние утренние часы, чтобы был повод подняться с постели. Просите помогать по хозяйству. И не забывайте полноценно общаться, давать возможность поделиться впечатлениями дня – без этого невозможен спокойный и здоровый сон.

Вспомнить все

Повторение пройденного начните с заданий на лето. Свободный пересказ интересной книжки поможет «раскачаться», позже можно просмотреть и более сложные материалы и уделить внимание тому, что дается с трудом (повторить таблицу умножения, орфограммы, сделать несколько задач по разным дисциплинам).

Занятия лучше всего проводить в утренние часы, особенно если учеба дается ребенку с трудом. По времени они могут занимать не более часа в день – этого хватит, чтобы в свободном режиме освежить знания в памяти, но не переутомиться.

До свиданья, лето

Возвращение к режиму включает в себя и график питания, приближенный к школьному распорядку. Это приемы пищи в одно и то же время, обязательный завтрак и ужин за несколько часов до сна.

Не последнюю роль играет и положительная и доброжелательная атмосфера в доме школьника. Хорошо, если вместе с учеником вы выберете школьные принадлежности, соберете портфель и подготовите нарядную одежду. Несколько дней накануне 1 сентября можно посвятить специальным семейным праздникам – выбраться всем вместе на природу, в парк, покататься на аттракционах, проводить лето и помечтать об успехах в будущем учебном году.

Комментирует психолог Татьяна Гавриляк: «Самое важное в успешной учебе для ребенка – это мотивация. Если есть стимул, то ресурсы всегда найдутся. Идеально, если ребенок в течение каникул сталкивается с ситуациями, где ему могут понадобиться школьные знания.

Например, вы планируете вместе с семьей поход с палатками, и надо рассчитать маршрут по карте, составить бюджет на продукты, распределить кто как будет развлекаться в это время. Как можно разжечь костер, если нет спичек? Как собрать мангал из веток и определить который час без часов? Многое зависит и от возраста ребенка: в 8–10 лет важно одно, подростку – другое. Необходимо учитывать возраст и главные потребности».

Читайте также:  Как избавиться от стресса – лекарства, терапия, альтернативные методы

Избегайте критики и принуждения

Почти все малыши получают удовольствие от выполнения разных заданий родителей, но нужно адаптировать свои требования под особенности ребенка. Если он любит раскладывать постиранное белье по полкам, а взрослые критикуют его за медлительность и неаккуратность, это убивает весь азарт. Поэтому позволяйте ребенку делать то, к чему он проявляет интерес. Не критикуйте его, если у него что-то не получается.

Избегайте критики и принуждения

Чтобы ребенок сделал то, что ему не по душе, проявите фантазию. Если девочка обожает кукол, пусть кукла попросит ее убрать разбросанные игрушки. Давайте детям право выбора: чистить зубы до купания или после, помогать маме мыть подметать или мыть посуду. Чувство свободы и контроля над ситуацией усиливает мотивацию в то время, как принуждение вызывает только негативные реакции. Дети любят чувствовать себя самостоятельными. Так пусть они думают, что не родители заставили их сделать что-то, а они лично приняли такое решение.

Повышаем мотивацию младшего школьника

  • исправить двойку по русскому языку;
  • полностью делать домашние задания;
  • не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.
  • получить хорошую отметку,
  • получить похвалу учителя или мамы,
  • быть лучшим учеником,
  • хорошо знать предмет,
  • чтобы его не ругали дома, не наказали,
  • не исключили из спортивной секции,
  • купили велосипед и т. д.

Приемы, помогающие идти к успеху

  1. «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
  2. ребёнок получает возможность получить хороший результат.
  3. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
  4. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
  5. Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
  6. Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.

Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)

  1. Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
  6. трудности.
  7. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  8. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  9. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
  10. внешнего контроля.
  11. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
  12. моей деятельности ухудшается.
  13. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  14. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  15. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  16. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  17. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
  18. чем нереально высокие.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  20. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  21. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  22. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
  23. даже если задание достаточно трудное.
  24. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  25. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».

  • Что для меня важнее всего ?
  • Что всего важнее для другого?
  • Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
  • Почему я делаю это так, а не иначе?

Организация рабочего места

Необходимо посвятить один день генеральной уборке своей комнаты, а также подготовке рабочего места для учебы. Стоит только избавиться от ненужных вещей, как появляется энергия и желание развиваться. Беспорядок отвлекает от важных дел, ведь любой лишний предмет в рабочей зоне — это лишняя мысль. Чтобы внимание не рассеивалось по мелочам, нужно очистить свое место от всего лишнего, придать ему деловой стиль. Настроиться на эффективную учебу можно, установив на экран компьютера мотивирующую картинку или повесив изображение своей цели в поле зрения.

>> Каковы цели федерального интернет-тестирования? Как подготовиться к проверке?

Организация рабочего места

Максимальная производительность умственной деятельности достигается, когда в зоне внимания находятся только необходимые для учебы предметы. Например, на столе может присутствовать лишь ручка, ежедневник и, нужный в данный момент, конспект. Все остальное следует распределить по ящикам стола, положить на полки.

Советы психологов: как замотивировать на учебу?

Заставлять учиться или руководствоваться в качестве педагогической меры только внешней отрицательной мотивацией бессмысленно.

Это приводит к развитию неврозов, исчезновению возможности наладить диалог между представителями разных поклонений и напрочь уводит от главной задачи.

Поэтому, обнаружив снижение успеваемости, ищите причину и способы ее устранения.

Как мотивировать самого себя учиться? Настройтесь на честный разговор с собой и определите истинную цель, ради которой начато, планируется или продолжается обучение. Для многих, особенно если учеба по данному направлению дается с трудом, одного престижа буде мало.

Читайте также:  Как сохранить и поддержать отношения на расстоянии

Если сменить учреждение шансов нет, рассмотрите вариант перевода на другую специальность.

  1. Четко определите для себя, чем будете заниматься в дальнейшем, после того, как потратите время на получение знаний. Визуализируйте свои лучшие желания, чтобы лучше осознавать, ради каких благ вы сейчас жертвуете своим временем.
  2. Найдите максимально лучше источники информации, чтобы не тратить свое время на «воду».
  3. Найдите реального или выдуманного соперника, чтобы до зуда в носу хотелось получить реванш.
  4. Найдите собеседников по интересам. Если нет реальных, то помните, чисто виртуальные тоже могут заражать интересными идеями, морально поддерживать и давать действенные подсказки.
  5. Разбейте большой объем задач на объекты поменьше.

    После преодоления каждого вознаграждайте себя отдыхом и какой-то «медалью». Честно выполняйте обещания самому себе.

  6. Не отказывайтесь от физических нагрузок. Чередование умственных и физических нагрузок упрощает решение интеллектуальных задач.

Ребенка

Ребенок не хочет учиться. Как замотивировать школьника на учебу?

  1. Постарайтесь выведать честное признание о преграде, мешающей учиться. Вредный старшеклассник-хулиган, непрофессиональное поведение педагога, отсутствие интереса к определенным предметам — это разные причины одного явления. И бороться с ними тоже нужно по-разному. При необходимости и возможности, смените школу.
  2. Помогите определиться с дальнейшими планами после школы. Даже если в будущем они кардинально поменяются, это будет потом. А сейчас вам важно показать ребенку, что желательно получить максимум полезного из процесса обучения.
  3. Предложите помощь, но не становитесь безотказной палочкой выручалочкой.
  4. Станьте примером, продемонстрировав, как умеете собирать волю в кулак и добиваться поставленных задач.
  5. Разберитесь с истоками конфликтных ситуаций в доме, приводящих к накалу психологической атмосферы.
  6. Избегайте трех «кнутов», бьющих по самолюбию ребенка и отдаляющих вас от него: не сравнивайте его достижения с победами других, не ругайте чадо в присутствии третьих лиц, не навешивайте унижающие ярлыки.

    И вообще поменьше ругайте, побольше хвалите. Но за реальные успехи.

Подростка

Советы психологов: как замотивировать на учебу?

Как мотивировать подростка (студента) на учебу?

С приходом этого тяжелого для всех времени, смиритесь с фактом, что, скорее всего, учеба будет восприниматься как что-то навязываемое извне с единственной целью сделать жизнь подростка невыносимой.

Будьте максимально тактичными, даже если чадо заслуживает прилюдной хорошенькой порки. А чтобы лучше удавалось держать себя в руках, честно вспомните — вслух не обязательно, какими вы были сами в этом возрасте.

  1. Радуйтесь уже тому, что подросток все еще вообще посещает занятия.
  2. Сведите его с парочкой людей, умеющих учиться и извлекать максимум из своих знаний.

    Трудно стремиться к хорошей успеваемости, глядя на близких и знакомых, успешно окончивших ВУЗы, но не имеющих хорошей работы с приличной и приятной зарплатой.

  3. Совершите личный подвиг на профессиональном поприще, чтобы заразить подростка желанием ставить высокие цели и добиваться их.
  4. Поддерживайте чадо в моменты неудач, найдите в себе силы спокойно разбираться с откровенными косяками.
  5. Не устраивайте открытой слежки, но держите руку на пульсе.
  6. В любых ситуациях будьте на стороне подростка, ведь он должен научиться заново доверять вам. Сейчас он враждующий со всеми незнакомец, ничего не знающий ни о себе, ни о мире, ни о том, кому действительно можно довериться, а от кого нужно бежать без оглядки. И тогда вам будет проще налаживать диалог с собственным незнакомым, но любимым ребенком.

Мотивация к обучению не обладает свойством постоянно удерживаться в сознании даже у тех людей, кто удивляет окружающих своими интеллектуальными достижениями.

Но благодаря этому мы можем вовремя распознать, что какие-то задачи утратили актуальность или информация перестала поступать из хорошего источника.

Поэтому обнаружение факта утраты мотивации — не всегда проблема. Возможно, что это подсказка о необходимости что-то срочно изменить в жизни.

Как учиться, когда у тебя нет мотивации:

Наша интересная группа Вконтакте:

Настраиваемся психологически

Мы сами не знаем, как много мы можем. И наши возможности во многом зависят напрямую от внутреннего отношения к процессу. Правильная мотивация – очень важная составляющая успешной учебы. Если Ваш настрой правильный и Вам хочется учиться, учеба будет даваться гораздо легче, чем при обучении «из-под палки». Любите свою будущую специальность и учитесь с удовольствием! А если походы на пары и новые знания не приносят никакой радости, возможно, стоит задуматься о том, правильно ли Вы выбрали профессию. Не стоит тратить свое время на учебу, работу и жизнь по принуждению.

Кстати, подробнее про мотивацию и ее злейшего врага прокрастинацию можно почитать тут

Психологический настрой

Как мотивировать ребенка к изучению английского

Изучение иностранных языков является обязательной частью современной системы школьного образования. Квалифицированные педагоги утверждают, что начинать мотивировать ребенка к изучению английского языка необходимо как можно раньше.

По мнению психологов, привить ученику желание понимать иностранцев можно путем:

  • регулярного описания открывающихся возможностей тем, кто свободно может объясняться на английском языке (например, стажировка или работа в Англии);
  • просмотра американских фильмов с субтитрами, отмечая, что люди, понимающие язык, всегда первыми могут оценить заграничные новинки кино и книг;
  • прослушивания любимых ребенком песен на английском языке (это не только разовьет слуховое восприятие иностранной речи, но и подтолкнет ученика перевести текст с целью понять смысл произведения);
  • проведения занятий в игровой форме (с детьми младшего возраста) или, используя английские слова в бытовой речи, общаясь на актуальные темы (с подростками и ребятами среднего школьного возраста);
  • проведения совместных домашних уроков (для родителей, не знающих английского языка).

Можно задействовать знания ребенка в важных делах, например, чтение и перевод инструкции к новому предмету бытовой техники и так далее.