14 Важных Советов Как Помочь Ребенку с Аутизмом

Аутизм – это неврологическое заболевание, которое ухудшает социальное эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Симптомы аутизма у детей ясельного возраста можно определить в возрасте от 18 месяцев до 2 лет.

Аутизм: причины

Причины данного расстройства у детей до конца не изучены. Врачам до сих пор четко не ясно, что приводит к развитию детского аутизма. Однако существует несколько медицинских предположений о природе возникновения этого отклонения.

  • Генетические дефекты. Есть вероятность получить болезнь по наследству.
  • Внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: алкоголь, никотин, наркотики, радиация, загрязненный воздух, стрессы.
  • Грибковые инфекции во время вынашивания плода.
  • Старший возраст родителей ребенка.

Лечение

Полное излечение от синдрома детского аутизма на данном этапе не представляется возможным. Однако возможна коррекция.

Лучший эффект при лечении детского аутизма возможно достичь, сочетая медикаментозное лечение и работу психолога с семьей, где есть ребенок, страдающий этим синдромом.

Медикаментозное лечение предполагает применение:

  • противосудорожных препаратов
  • психостимуляторов
  • антипсихотиков
  • витаминной терапии

Обычно через 2-3 недели после начала медикаментозного лечения аутизма родители отмечают, что ребенок становится более управляемым, начинает проявлять интерес к окружающему миру, чаще реагировать на внешние сигналы.

Коррекционная работа зависит от его возраста. Занятия проводят опытные психотерапевты. С детьми младшего школьного возраста коррекционная работа строится на основе игры. Задача психотерапевта в этом возрасте состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в действие с игрушками. С детьми более старшего возраста эффективны практически все методики психотерапии.

У некоторых детей на фоне данного расстройства наблюдается Синдром Саванта. Проявление гениальности в областях науки или искусства.

Поделиться ссылкой:

Диета при аутизме

В настоящее время, ранний диагноз аутизма у ребенка дает ему шанс на излечение или минимизацию симптомов. Лечение аутизма – это в наше время не только психотерапия.

Американские врачи, объединившиеся в Autism Research Institute в Чикаго, лечат аутизм пищевыми добавками, диетой и травами. Потому что большое количество детей (более 80%), страдающих аутизмом, имеют, так называемый, синдром повышенной кишечной проницаемости. Бывают случаи (около 60%), как утверждают родители и специалисты – когда после лечения указанного синдрома дети начинают говорить.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны…

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Врачи из Autism Research Institute, считают, что излечение от этой болезни и восполнение недопроизводства витаминов и минералов является базой для терапии поведения и дает большую надежду на преодоление аутизма.

В США возникло сообщество DAN (ang. Defeat Autism Now – Победим аутизм сейчас), объединяющее врачей и родителей больных детей, которые считают в лечении аутизма надо сначала сосредоточиться на восстановлении здоровья тела, а потом разума.

По мнению врачей DAN, дети с аутизмом имеют следующие заболевания и симптомы болезни:

  • желудочно-кишечный тракт – реакция на глютен и казеин; и общий недуг – синдром повышенной кишечной проницаемости;
  • ослабленную или поврежденную иммунную систему и связанную с этим подверженность аллергиям;
  • дефицит микроэлементов и витаминов (в результате нарушения обмена веществ, а также склонности детей к избирательному питанию и ограничению рациона несколькими блюдами) – из-за этого им не хватает, как правило, цинка, магния, селена, хрома и витаминов C, B6, B12, E, фолиевой кислоты;
  • бактериальный дисбаланс в кишечнике;
  • слабая способность борьбы со свободными радикалами;
  • отравления тяжелыми металлами, в основном, ртутью (это происходит вследствие сниженной способности выведения из организма тяжелых металлов);
  • грибковые, бактериальные и вирусные инфекции.

Только после излечения ребенка от этих заболеваний, врачи DAN передают пациента далее – терапевтам, психологам, психиатрам и педагогам.

Лечение аутизма, по мнению врачей DAN, заключается в: правильно подобранных дозах витаминов и пищевых добавок (важны пробиотики и рыбий жир), применении диеты (без молочных сливок и глютена), приеме препаратов, повышающих иммунитет, так называемое хелатирование от тяжелых металлов и применение лекарственных противогрибковых средств (наряду с без сахарной диетой).

Из рациона аутичного ребенка необходимо исключить:

  • сладости;
  • сладкие фрукты, такие как бананы, виноград;
  • фруктовые соки, содержащие сахар или подсластители;
  • сахар;
  • подсластители;
  • мед;
  • уксус;
  • горчицу;
  • кетчуп;
  • майонез;
  • сливочное масло;
  • продукты, консервированные и маринованные;
  • молочные продукты;
  • белый хлеб;
  • белый рис;
  • картофель;
  • белую муку;
  • готовые продукты в виде порошка;
  • другие продукты, содержащие консерванты;
  • чай.

Вместо этих продуктов, рекомендуется употреблять:

  • гречневую крупу;
  • кашу из просо;
  • коричневый рис;
  • фруктов, содержащих мало сахара: яблоки, киви, грейпфруты;
  • яйца;
  • рыбу;
  • птицу;
  • овощи, зелень;
  • лимон;
  • семена тыквы;
  • семена подсолнечника;
  • чеснок;
  • минеральную воду;
  • оливковое или льняное масло (вместо сливочного).
Читайте также:  9 ошибок поведения, которые мешают построить карьеру

Симптомы аутизма у детей лет

РАС встречается примерно у 1 из 54 детей и в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Многие дети с аутизмом проявляют симптомы к 12-18 месяцам, в то время как некоторые симптомы становятся более очевидными с возрастом. 

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

  • не откликаться на свое имя
  • говорить монотонным голосом
  • постоянно повторять слова или фразы
  • иметь трудности с двусторонней связью
  • быть склонным интерпретировать информацию буквально, не неспособен понять шутки или сарказм

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники. 

  • Им трудно установить зрительный контакт
  • Не склонны указывать на примечательные вещи 
  • Не любят объятий и других видов физического контакта

Различия в игре

  • У 4-летнего ребенка с аутизмом может отмечаться стиль игры, который отличается от сверстников 
  • Ребенок предпочитают проводить время в одиночестве
  • Проявляет сильный интерес и привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
  • Имеет сильную склонность к организации и ритуалам, таким как размещение игрушек в определенном порядке или их повторный подсчет
  • Имеет проблемы с игрой воображения
  • Имеет трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к неадекватному поведению
  • Трудно поддерживает дружеские отношения

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

  • качание
  • вращение
  • царапание
  • включения и выключения
  • гиперактивность
  • импульсивность

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

  • сенсорную перегрузку
  • вторжение в личное пространство
  • изменение в распорядке дня

Контрольный Список Для Родителей:

Лечение аутизма, особенно в области общения и взаимодействия, очень важно.

  1. Лечение следует начинать рано, чтобы помочь улучшить языковое развитие и другие социальные навыки.
  2. Терапию рекомендуют большинство психиатров. Поведенческая терапия – одна из них.
  3. Лечение аутизма не требует и не требует радикальных изменений. На самом деле, при работе с аутичным ребенком изменения не приносят ничего хорошего. Это может вызвать беспокойство или всплеск поведения.
  4. Вам нужно установить распорядок, чтобы ваш ребенок знал, чего ожидать дальше. Это часть лечения.
  5. Плотный график позволит вашему ребенку чувствовать себя в безопасности.
  6. Если вы отправляете своего ребенка в специальную школу, убедитесь, что он чувствует себя в безопасности и расслаблен.
  7. Из-за трудностей в общении аутичный ребенок не владеет должным образом языковыми навыками. Слова путаются и теряют смысл. Не имея мыслей и чувств, они выражают свои мысли в графической форме.
  8. Картинки и карточки для заметок могут стать для вашего ребенка визуальным удовольствием для общения с вами. Чтобы добиться речи, необходимо наглядное пособие.
  9. Если ребенок расстроен или не может выразить словами то, что нужно сказать, картинки создают легкий способ общения.
  10. Еще один способ помочь в развитии коммуникативных навыков – это обращать внимание на то, что говорит ребенок. Ребенок с аутизмом часто использует повторяющиеся слова. Это может быть связано с тем, что ваш ребенок пытается с вами сообщить. Вам решать, что означают эти слова. Важно, чтобы вы отслеживали их фразу и понимали, когда они ее используют.
  11. Вы можете отслеживать, какую фразу использует ваш малыш, делая заметки. Скоро вы увидите узор.
  12. При лечении аутизма важно поддерживать структурированную домашнюю среду.
  13. Не расстраивайтесь, ваше разочарование может сделать ребенка чрезмерным.
  14. Положительное подкрепление и похвала могут помочь в лечении аутизма.

У детей младшего возраста признаки аутизма начнут проявляться уже в 18-месячном возрасте. Родителям важно их узнавать. Раннее обнаружение этого расстройства сводит к минимуму негативность аутизма.

Контрольный Список Для Родителей:

Поделитесь своим мнением о малышах с аутизмом.

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ 5 Советов как Купать Ребенка Агрессия у Детей Моем голову ребенку 5 Советов как Ребенка Научить Держать Карандаш

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

Нарушение психики или когнитивной деятельности

Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень  IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

Недоразвитие речи

Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Аномалии в поведении

Повторяющееся поведение (стереотипии, стиминг) – одна из отличительных черт аутизма. В случае с тяжёлым расстройством такое поведение существенно искажает режим дня и многие виды активности. Одновременно с этим реакция на сенсорную перегрузку может быть слишком бурной и содержать элементы агрессии не только по отношению к себе, но и к другим людям. При изменении рутин и шаблонов гнев человека переходит все приемлемые в обществе границы.

Читайте также:  Опасен ли для зрителей сериал «Триггер»? Мнения за и против

Социальная ригидность

Когда речь идёт о низкой функциональности, всегда подразумевается невозможность легко вступать в контакт и взаимодействовать с другим человеком. Чтобы достучаться до пациента с тяжёлым аутизмом, требуется дополнительное терпение и время.

В чем причины аутизма?

Единого мнения на этот счет не существует. Есть множество версий, указывающих на различные факторы, повышающие риск аутизма, в том числе:

  • генетические изменения,
  • факторы окружающей среды,
  • возраст родителей (особенно отца),
  • фебрильные заболевания во время беременности,
  • приём некоторых лекарств во время беременности,
  • влияние приема некоторых витаминов,
  • рождение маловесных и недоношенных детей,
  • рождение детей путём кесарева сечения,
  • интервал между беременностями,
  • лечение от бесплодия

Основные симптомы болезни

Общими для аутичных людей являются следующие три характерные особенности:

  • отсутствие или недоразвитие социальных навыков;
  • нарушение речи и затруднения в общении;
  • стереотипность поведения, следование определенным ритуалам.
Основные симптомы болезни

Нарушенное социальное взаимодействие

Аутистам трудно строить отношения с окружающими их людьми. Они отличаются своим поведением еще в раннем детстве. По мере взросления дети с аутизмом не хотят вступать в дружеские отношения со сверстниками. Они скорее играют в одиночку, чем с другими детьми или родителями, любят проводить время с определенными игрушками или предметами.

Обычно внимательные родители замечают, что сын или дочь ведут себя как-то особенно:

Основные симптомы болезни
  • Избегают взгляда в глаза. Для страдающих аутизмом, характерно то, что они не ищут контакта с другими людьми и практически не реагируют на внешние раздражители. Обычно дети находят глазами облик матери и устанавливают зрительную связь. Аутичные дети, наоборот, избегают этого. Они не подражают улыбке и мимике, поэтому внешне выглядят апатичными или угрюмыми. Некоторые родители сначала даже подозревают, что их ребенок глухой или слепой, поскольку не проявляет никакой реакции на окружающую среду.
  • Проявляют недостаток сочувствия. Аутисты не понимают чувства других людей и не могут им сочувствовать. Такие дети не в состоянии даже полноценно выразить свои собственные эмоции или совсем их не показывают. Иногда, кажется, что они смеются или хихикают во время игры без видимой на то причины.

Основным проявлением патологии является то, что аутисты не могут взаимодействовать с другими людьми через взгляды, язык тела, выражение лица. Чувства других людей им не понятны, а собственные эмоции не адаптированы к общему настроению. У детей с аутизмом отсутствуют такие спонтанные реакции, как радость или интерес к различным видам деятельности.

Речь и общение

Основные симптомы болезни

Речевые нарушения — частое явление среди аутистов. У многих детей еще в раннем детстве заметно отставание в развитии. Но даже если они и говорят, то часто повторяют одни и те же предложения. При этом не понимают взаимосвязи и их подтекст. Кроме того, отсутствует речевая мелодия, нарушен темп и произношение. Создается ощущение, что говорит робот.

В этом отношении эксперты выделяют ряд важных для аутизма признаков:

  • ребенок не может начать и поддержать разговор;
  • нет попыток выразить мысли через жесты или язык;
  • область применения речи очень ограничена и односторонняя;
  • предложения или вопросы часто повторяются.
Основные симптомы болезни

Исключением является синдром Аспергера. При такой патологии речь часто очень сложная, но выглядит однообразной и неопрятной.

Интересы и поведение

Третьим основным симптомом аутизма является стереотипное поведение. Это выражается в односложности действий, совершении определенных ритуалов.

Основные симптомы болезни

Дети настойчивы в их выполнении и привычках. Аутисты с большой тревогой реагируют на любые изменения: если эти действия прерываются, отвечают криком и приступами паники. Часто они хотят постоянно находиться рядом со своими любимыми вещами или игрушками и пытаются носить их с собой повсюду.

Иногда аутисты сосредотачивают все свое внимание на конкретных деталях или вещах. Это увлекает и приносит удовольствие. Поэтому некоторые аутичные люди имеют специализированные таланты и успешны в какой-то отрасли.

Выделяют следующие характерные нарушения поведения у аутистов:

Основные симптомы болезни
  • ребенок имеет какое-то необычное увлечение;
  • совершает определенные действия или ритуалы и не может от них отказаться;
  • действия стереотипны и монотонны;
  • на игрушке аутисты часто выбирают очень специфическую деталь, которая их занимает; они редко используют весь предмет в игре;
  • развлечения довольно неординарные и стереотипные, отсутствует имитация игрового поведения.

Выраженность симптомов может сильно отличаться в зависимости от типа патологии и особенностей личности. У некоторых детей развиваются только небольшие проблемы с социальной адаптацией, у других серьезные когнитивные нарушения. Нарушения умственных и языковых способностей также выражены по-разному. Среди аутистов есть как сильно психически ограниченные люди, так и очень талантливые.

Легкие формы болезни иногда остаются незамеченными в течение многих лет. Тогда они проявляют себя во взрослой жизни на фоне, например, сильного стресса. Некоторые люди с такой патологий впоследствии сообщали, что всегда чувствовали себя «не такими, как все». 

Основные симптомы болезни

Прогноз

Невозможность излечения аутизма в детстве становится причиной сохранения заболевания в подростковом и взрослом возрасте. При своевременной адекватной лечебно-коррекционной работе с больными аутизмом детьми удается достичь приемлемой социальной адаптации примерно в 30% случаев. При отсутствии необходимого лечения пациенты с аутизмом остаются инвалидами, которые являются неспособными к социальному взаимодействию и самообслуживанию.

Коэффициент интеллекта (IQ) у пациентов с аутизмом больше 50 и развитие речевых навыков до шести лет являются благоприятными прогностическими признаками. Шансы на излечение повышает ранняя диагностика и раннее начало терапии.

Методы лечения и коррекции

На самом деле большая проблема в том, что идеальных способов лечения аутизма не существует. На сегодняшний момент от заболевания нельзя избавиться полностью. Но, даже несмотря на это, разработан комплекс занятий и рекомендаций, следуя которым, родители смогут лучше приспособиться к особенностям своего ребёнка, а малыш получит благоприятную зону развития. Побочные эффекты от аутизма снизятся.

Существуют способы коррекции заболевания.

Коррекция достигается упорным трудом, большими совместными усилиями семьи и специалистов. Для того, чтобы воспитать ребёнка, больного аутизмом, родителям следует:

  • Узнать о том, что такое «аутизм», каковы особенности поведения при нём. Осознать, что ваш малыш не может мыслить, видеть, слышать, познавать мир привычными другим способами, у него свои представления о действительности, по-своему развиты органы восприятия.
  • Создать максимально комфортную среду для развития ребёнка, его обучения. Постоянные ссоры между родителями и другими членами семьи, переезды, частая смена обстановки не пойдут малышу на пользу, а усугубят его заболевание. Аутист глубже уйдёт в себя, и всех малейших сдвигов в лучшую сторону придётся добиваться сначала.
  • Обязательно консультироваться с профессионалами – психологом, логопедом, психиатром и другими врачами.

Обычно в лечении аутизма важно пройти такие этапы:

Методы лечения и коррекции
  1. Сформировать первичные навыки, необходимые в обучении. Аутист с трудом поддаётся на контакт, но постепенное привыкание к тому, кто обучает, ласковое обращение, соблюдение его личного пространства и дистанции, позволит сблизиться с малышом и развить у него, допустим, речь.
  2. Наблюдать и вовремя предотвращать агрессивные, аутоагрессивные формы поведения, фобии и т.п.
  3. Научить малыша наблюдению за другими и подражанию.
  4. Рассказать о социальных ролях через игру.
  5. Не оставлять попыток – бережных и осторожных – завоевать его доверие, получить эмоциональный отклик.

Принципы лечения аутизма заложены бихевиористическим направлением психологии, то есть поведенческой терапией или АВА-терапия. Она работает по схеме стимул-реакция. Суть её в том, чтобы отслеживать реакции и поведение ребёнка. Изучаются все особенности малыша, затем идёт подбор конкретных стимулов для его развития. Для каких-то аутистов им станет музыка, для других – любимая еда. В качестве поощрения исполняются желания ребёнка, что закрепляет то поведение, которого мы от него хотим. Если малыш справился с поставленной задачей, то получил «приз». Это поможет установить с ним контакт, закрепить знания и умения, избавиться от негативизма и иных разрушительных реакций. Следующий метод – логопедическая практика. Несмотря на то, что у детей есть сложности с речью, занятия с логопедом позволят ему лучше отработать интонацию, произношение, пополнить запас слов.

Далее необходимо обучать ребёнка навыкам самообслуживания. Аутисты не склонны сами играть с другими, совершать что-то самостоятельно. Им тяжело самим соблюдать личную гигиену, распорядок дня. Для их обучения можно применять карточки с подписанными действиями для малыша.

Терапия осуществляется также при помощи медикаментов. Их используют только, если ребёнок агрессивен по отношению к себе и к другим, проявляет деструктивное поведение. Но родители не должны забывать, что реакция любого типа будь то крик или плач, или зацикленное поведение – это способ контакта. Однако нельзя упустить того, что малыш замкнут на себе несколько суток.

Все лекарства – успокаивающие или психотропные – применимы только под наблюдением врача. Бытует мнение, что аутистам полезна безглютеновая диета. Но научно подтверждённых данных нет. Не забывайте, что отдельные способы лечения не просто не дают должного эффекта, но и вредят здоровью больного. С осторожностью следует относиться к методам стволовых клеток, микрополяризации, применению глицина.

Прогноз аутизма

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С  1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии аутизма обязательно проконсультируйтесь с врачом!