10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

Физическое развитие и рост напрямую связаны с физическим воспитанием ребёнка. Заниматься с ребенком необходимо с самого рождения, чтобы он вырос здоровым и крепким человеком.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание детей ставит перед собой три основные задачи:

1. В основе физического воспитания лежит оздоровительная задача, направленная на укрепление жизненных сил и возможностей тела, а также укрепление функций организма. Благодаря занятиям физическими упражнениями и спорту улучшается здоровье, совершенствуется тело и повышается работоспособность детей.

Все системы организма ребенка при рождении несовершенны, функции всего организма слабы, именно поэтому дети чаще взрослых болеют. В связи с этим так важно заниматься укреплением здоровья посредством физического воспитания. Кости, связки и суставы нуждаются в особом внимании и развитии, так как именно они защищают спинной и головной мозг, а также внутренние органы от повреждений.

У детей, а у малышей особенно, мышцы очень ослаблены, именно поэтому необходимо уделять достаточное время для развития всех групп мышц. Окружающий мир полон постоянно меняющихся нагрузок, и укрепление сердечно-сосудистой системы способствует приспособлению к таким изменениям.

Родители должны научить ребенка правильному дыханию, так как ритм дыхания у детей легко нарушается и очень неустойчив. Кожа, которая охраняет внутренние органы, также нуждается в защите, поэтому следует сохранять ее от повреждений и активно развивать ее функции.

Физические упражнения способствуют укреплению нервной системы, развитию эмоционального торможения, благодаря им развиваются все органы чувств и совершенствуются различные нервные процессы.

2. Физического воспитания детей позволяет решить ряд образовательных задач. Благодаря физическим упражнения ребенок не только приобретает необходимые двигательные навыки, развивает физические качества, но и приобретает правильную осанку и учится навыкам гигиены.

Занятия спортом знакомят детей с окружающей средой и физическими процессами, происходящими в природе. Езда на велосипеде и на лыжах позволяет узнать больше о силе ветра, а плавание знакомит ребенка с рядом свойств воды.

Ребенок, выполняющий физические упражнения верно, развивается активнее, а грамотно сформированные двигательные навыки и умения экономят его силы. Прочно сформированные физические навыки помогают в непредвиденной обстановке, в играх.

От взрослых необходима помощь ребенку в обучении основным элементам спортивной гимнастики, спортивных игр. Если ребенок будет знать, как играть правильно и полезно для здоровья, он полюбит физические упражнения.

Физические качества необходимо развивать с самого рождения. Ловкость, умение держать равновесие, выносливость, формирующиеся в процессе занятий спортом, помогут достичь результатов и в повседневной жизни. Красивая осанка, умение правильно держать себя и управлять своим телом обеспечивают стабильное и правильное функционирование внутренних органов и организма в целом.

От формирования привычек личной гигиены зависит крепкое здоровье, поэтому этой части физического воспитания необходимо уделить особое внимание. Дети должны знать о пользе гигиены, физических упражнений, о методике их проведения.

3. Воспитательная задача физического воспитания заключается в развитии у ребенка правильного понимания того, для чего необходимо уделять время физическим упражнениям изо дня в день, а также строго соблюдать режим дня. Необходимо рассказать ему, что занятия спортом и постоянность в их выполнении помогут ему укрепить здоровье и улучшить эмоциональное состояние.

Такие положительные черты характера, как умение организовать свою деятельность, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность формируются не только в процессе обучения и общения, но и во время физических занятий, построенных по всем правилам.

Читайте также:  7 признаков, что мужчину все устраивает в сексе

Физическое воспитание позволяет развить такие важные и необходимые для взрослой жизни нравственные качества, как справедливость, чувство команды, бережное отношение к вещам. Быть смелым, настойчивым, уверенным в своих силах учат занятия спортом.

Лучше воспринимать новые знания и запоминать их помогают стабильная деятельность нервной системы, работа которой стабилизируется в процессе физических занятий.

Здоровый ребенок с здоровым телом проще ориентируется в окружающем мире, а поэтому может познавать новое быстрее и проще.  Это не может не сказаться на умственном развитии ребенка.

Заряд положительных эмоций, которые дети получают во время занятий физическими упражнениями, очень благотворно влияют на весь организм и обеспечивают быстрое и прочное формирование всех необходимых для жизни двигательных умений и навыков.

Эстетическое воспитание также невозможно без физического, так как во время занятий спортом ребенок учиться понимать и правильно оценивать красоту человеческого тела, поз, движений.

Сопутствующие симптомы

Как распознать, что непослушание — не единичный случай бунта, который может спровоцировать любая стрессовая ситуация, а более глубокий и серьёзный процесс асоциальности? Чтобы своевременно увидеть проблему, понаблюдайте за другими симптомами, которые обычно ей сопутствуют:

  • постоянная, ничем не обоснованная тревога;
  • резкая перемена настроения: громкий смех может неожиданно перерасти в плач;
  • проблемы со сном: долго не засыпает, часто просыпается, отказывается вставать по утрам;
  • нервный, судорожный кашель на фоне отсутствия респираторных и лёгочных заболеваний;
  • заикание;
  • диарея;
  • отсутствие друзей;
  • неуправляемые истерики;
  • нервозность, агрессия, быстрая возбудимость;
  • замкнутость;
  • привычка грызть ногти, кусать пальцы, брать в рот различные вещи, сосать кончики волос.

Если на фоне постоянного неповиновения наблюдаются выше обозначенные симптомы, значит, ситуация вышла из-под контроля. Пора предпринимать меры.

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.
Читайте также:  Второй кадык. Зачем мужчинам кадык и почему он выпирает

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Оригинал

Как воспитывать детей до года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: здоровое развитие малыша в 1 месяц

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Читайте также:  Кашель на нервной почве: симптомы, причины возникновения и лечение

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда новорожденные начинают хорошо видеть и слышать?

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: методики раннего развития ребенка от 1 года

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
  • закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Прием 2

Используйте «тайм-ауты» и периоды охлаждения

Возраст: от двух до четырех лет.

Как это работает

Тайм-аут – это когда вы дисциплинируете своего ребенка, заставляя его сидеть спокойно в течение нескольких минут, и задуматься о том, что она сделала.

Это хорошо известная тактическая дисциплина, но она подходит не всем. Некоторые родители считают, что тайм-ауты не работают, или беспокоятся о том, что они огорчают маленьких детей.

На самом деле, для некоторых детей тайм-аут может быть настолько расстраивающим, что может вызвать истерику, Чтобы избежать этого, рассматривайте тайм-ауты как короткий период охлаждения, а не как наказание. Поэтому вместо того, чтобы сказать: «Иди и сядь в свое кресло сейчас», ты мог бы сказать: «Я думаю, тебе нужен период, чтобы успокоиться».

Пусть ваш ребенок знает, что вам нужна одна или две минуты: «Мы оба сейчас очень расстроены, и нам нужно успокоиться».

Прием 2

Выберите специальную область вашего дома, где ваш ребенок может сидеть, пока он снова не почувствует себя спокойным. В идеале выбирайте где-нибудь, кроме ее спальни, которая должна стать счастливым и позитивным местом для вашего ребенка.

Вы можете предпочесть использовать подход «по времени». Это похоже на тайм-ауты, за исключением того, что вы остаетесь со своим ребенком.

Идея состоит в том, что одиночество просто заставляет вашего ребенка чувствовать себя испуганным и сбитым с толку, а не помогает ему преодолеть поведение, которое отправило его туда в первую очередь. Со временем вы все еще отдаляете своего ребенка от всего, что он делал, но вы также оказываете ей большую любовь и поддержку.

Пример из жизни

Вы сказали «нет» поездке в парк, и ваш дошкольник ответил эпической истерикой. Теперь она кричит, и тебе хочется присоединиться к ней.

Объясните, что ни один из вас не может кричать друг на друга, так что вам пора успокоиться. Подведи ее к ее спокойному месту и сядь рядом.

Когда прошло несколько минут, и вы оба чувствуете себя спокойнее, обнимите ее и похвалите за успокоение. Объясните, что вы сожалеете, что она разочарована, но недопустимо устраивать истерику, чтобы получить то, что она хочет.

Любовь к природе

Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.

Любовь к природе

Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.