Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Нарушением речи называют расстройство речевой деятельности, что препятствует полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. Выделяют множество видов нарушений речи, которые, в свою очередь, также могут иметь несколько разновидностей. Возможных причин таких патологий много, но существует несколько общих предпосылок к их развитию.

Методика коррекционной работы по коррекции нарушения голоса у детей

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования, то есть нужно создать «такую разветвлённую систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».

Для реализации этих задач требуется:

  1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;
  2. предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, то есть появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;
  3. положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;
  4. восстановление утраченных кинестезий голосоведения, то есть непосредственно самой фонации;
  5. восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приёмы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

  • рациональная психотерапия;
  • коррекция физиологического и фонационного дыхания;
  • тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • автоматизация восстановленной фонации.
Читайте также:  Деринат РАСТВОР ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ (АМПУЛЫ): инструкция, описание PharmPrice

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи могут включать:

  • повреждение мозга вследствие инсульта или травмы головы;
  • мышечную слабость;
  • поврежденные голосовые связки;
  • нейродегенеративные заболевания, такое как болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз (БАС);
  • слабоумие;
  • рак, который поражает рот или горло;
  • аутизм;
  • Синдром Дауна;
  • потерю слуха.

Факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития у человека нарушения речи, включают:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие расстройств речи в семейном анамнезе;
  • проблемы, которые влияют на уши, нос или горло.

Профилактика нарушений речи

Профилактику нарушений речи у ребенка необходимо начинать еще во время беременности. Для этого надо соблюдать следующие рекомендации:

  • исключить вредные привычки;
  • правильно питаться;
  • избегать стрессов;
  • чаще гулять на свежем воздухе;
  • исключить лежачий образ жизни;
  • регулярно посещать врачей;
  • проводить профилактику инфекционных болезней.

После рождения ребенка важно создать в семье благоприятный психологический климат. Нужно уделять ребенку достаточно внимания, заниматься с ним в соответствии с возрастом, обеспечить корректное воспитание его речи.

Нарушения речи являются довольно распространенной проблемой, особенно в детском возрасте. Есть множество форм такого расстройства и причин его возникновения. Выявлением разновидности патологии и ее этиологии должен заниматься специалист. Он проведет комплексную диагностику, по результатам которой подберет оптимальную тактику лечения.

Разновидности дизартрии

С учетом того, какая зона мозга повреждена, отличают и симптомы заболевания. По локализации пораженного участка и комплексу симптомов отличают несколько видов болезни:

  • Псевдобульбарная дизартрия у малышей отличается монотонностью речи, зачастую непроизвольным смехом или плачем. Нарушены структуры мозга, особенно проводящие корково-ядерные каналы. Во время псевдобульбарной дизартрии осложнен переход с одной артикуляционной позиции на другую. Возможны синкинезии (содружественные движения), избирательное нарушение произвольных движений, усиление глоточного рефлекса, обильное слюнотечение, дисфагия, поперхивание. Речь детей с псевдобульбарной дизартрией невнятная, смазанная, имеет носовой характер, значительно нарушено нормативное воспроизведение соноров, шипящих и свистящих. Псевдобульбарная форма считается самой распространенной.
  • Бульбарная дизартрия. Отличительной особенностью является отсутствие мимики. Зачастую болезнь сопровождается осложнением глотания, тем более жидкой пищи. Звуки трудно различимы, артикуляция невнятная. Поражены тройничный, лицевой, блуждающий, языкоглоточный и подъязычный нервы.
  • Мозжечковая дизартрия у малышей вызывает частую смену тональности и громкости речи, звуки растянуты. Нарушен мозжечок.
  • Корковая дизартрия. Дети неправильно выговаривают слоги, однако структура слов сохраняется. Нарушены отдельные участки коры мозга.
  • Холодовая дизартрия. Характеризуется дефектами речи, которые связаны с резким изменением температуры внешней среды.
  • Подкорковая дизартрия. Дети говорят в нос, речь невнятная и неотчетливая. Вероятна патология в форме самопроизвольных движений в разных мышечных группах. Нарушены подкорковые структуры, которые контролируют формирование речи.
  • Комбинированная форма. Зачастую является результатом травм у маленьких детей.

Что такое дизартрия по логопедической классификации? По логопедической классификации детская дизартрия отличается по степеням:

  1. Первая степень – стертая. Определяется в 4-5 лет. Стертая степень отличается искажением или смешением звуков. Осложнено проговаривание свистящих и шипящих звуков. возможна у детей с нормальным психологическим и физическим развитием. Определяется лишь специалистом. Стертая степень легче остальных поддается лечению.
  2. Вторая степень – речь детей понятна, однако присутствуют выраженные дефекты.
  3. Третья степень – речь детей нарушена настолько, что понятна лишь родителям.
  4. Четвертая степень – речь ребенка непонятна или не формируется.

Задержка развития речи у малышей до пяти лет

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.