Зачем нужны и чем опасны бактерии для желудка

Доброго времени суток, дорогие друзья блога Алексея Шевченко «Здоровый образ жизни». Сегодня доподлинно известно, что большинство заболеваний гастритом и язвой желудка вызывается бактерией Helicobacter pylori. Этот коварный микроорганизм с каждым днем инфицирует все больше и больше людей, представляя собой своеобразную бомбу замедленного действия. В этой статье я хочу сказать несколько слов на тему бактерия хеликобактер пилори в желудке.

Что это за микроорганизм

Helicobacter pylori – бактерия, относящаяся к роду Helicobacter. Свое название эти бактерии получили за характерную спиралевидную форму. Всего в роду Helicobacter насчитывается 35 видов бактерий. Некоторые из них обитают в желудочно-кишечном тракте и в печени млекопитающих, некоторые предпочитают птиц. (Об особенностях хеликобактер пилори также рассказывается тут и тут).

Наиболее известным и опасным представителем рода Helicobacter является хеликобактер пилори. И к сожалению, эта бактерия не только самая знаменитая, но и одна из наиболее распространенных. Медицинская статистика утверждает, что опасная H. pylori успешно колонизовала уже как минимум половину всей человеческой популяции.

Длина бактерии H. pylori составляет 3 мкм, а диаметр ее спирали – 0,5 мкм. Размножаясь, эти микроорганизмы способны образовывать пленки, а если попадают в резко неблагоприятные условия, то выстраивают вокруг себя защитный кокон, в котором пережидают тяжелые времена.

Кокон имеет шарообразную форму. Находясь в коконе, бактерия не размножается, но все равно не теряет способности прикрепляться к стенке желудка. Что еще хуже – коконовидная форма значительно более устойчива к антибиотикам и синтезирует больше веществ, которые способны вызывать рак.

Что это за микроорганизм

Биопленка, образуемая H. pylori, тоже помогает бактериям защищаться. С ее помощью они «обманывают» иммунную систему инфицированного ими организма и ослабляют действие антибиотиков. Такой механизм отлично способствует выживаемости в чрезвычайно агрессивной среде желудка.

Бактерия H. pylori очень подвижна, и передвигаться ей помогает целый «букет» длинных жгутиков, которых может быть от четырех до шести штук.

Сегодня известно множество разных штаммов H. pylori. Наборы их генов несколько отличаются друг от друга, поэтому бактерии обладают разной степенью опасности и живучести. Самые агрессивные штаммы вызывают язвенную болезнь, менее агрессивные ограничиваются гастритом. Минимальную агрессивность демонстрируют те штаммы H. pylori, которые обнаруживаются у людей, являющихся бессимптомными носителями.

Помощь антибиотиков для лечения гастрита

Вследствие неправильного питания в кишечнике развивается бактерия Helicobacter pylori. Человек начинает чувствовать недомогание и боль в желудке. Микроорганизмы вызывают язвы, переходит в язвенную болезнь. Для лечения раздражения в кишечнике используют антибактериальные средства. Врачи назначают лекарства, в которые входят такое вещество, как амоксицилин.

В некоторых прописанных медикаментах находятся макролиды, тетрациклины, фторхинолы. К противомикробным препаратам при гастрите относят метронидазол, орнидазол и тинидазол.

Помощь антибиотиков для лечения гастрита

Антибактериальные лекарства оказывают негативное воздействие на микроорганизмы. Препараты нарушают синтез белка, когда происходит увеличение количества микробов. Для этого применяют амоксицилин, который эффективен против большинства патогенных бактерий. Антибиотик является распространённым средством,входящим в пенициллиновую группу. Если течение гастрита происходит с повышенной кислотностью, то возникают диспепсические проявления.

Некоторые медикаментозные средства имеют уровень силы воздействия на бактерий. Иногда амоксициллин не используют из-за индивидуальной непереносимости организма или лекарство не справляется с уменьшением количества патогенов. Так врачи назначают азитромицин, препарат, влияющий на микроорганизмы с уменьшенной силой.

Тетрациклин имеет ряд побочных действий. Препарат имеет сильное воздействие на патогены, что подходит при неэффективности других средств. Относится к старым антибиотикам. Бактерии за долгое время смогли выработать резистентность к лекарству. Таким образом, назначают и левофлоксацин, который иногда заменяют кларитромицином.

Помощь антибиотиков для лечения гастрита

Метронидазол имеет множество свойств:

• антибактериальное;
  • трихомонацидное;
  • противопротозойное.

Препарат используют для определённого вида терапии вместе с комплексом других средств и лечебной диеты. Лекарства группы ориндазол применяют, если другие средства не оказали должного результата. Это вещество принимают в комплексной терапии.

Помощь антибиотиков для лечения гастрита

Лечение происходит с использованием нескольких медикаментозных препаратов. Антибиотики помогают вывести патогены из организма. Бактерии при гастрите желудка считаются устойчивыми к проведению терапии микроорганизмами. Поэтому врачи назначают радикальную терапию с применением сильнодействующих средств.

Что нужно знать о гастрит е

Гастрит подразумевает под собой воспалительный процесс слизистой оболочки желудочной стенки. Чаще всего специалисты называют основной предпосылкой к развитию этого заболевания бактерии класса Helicobacter pylori, однако это далеко не все факторы.

Читайте также:  Генитальный герпес симптомы и лечение у взрослых

Видео «Хронический гастрит, язвенная болезнь желудка»

Классификация гастрита

В медицине различают две основные типы гастрита:

1. Острый. Стремительно развивается вследствие попадания внутрь Helicobacter pylori, или каких-либо химических веществ, которые могут пагубно сказаться на слизистой желудка. Он бывает нескольких видов:
  • Катаральный, или простой гастрит. Его может спровоцировать прием некачественной пищи, которая оказалась зараженной болезнетворными микробами. Виновниками могут быть и продукты, вызывающие аллергию или лекарственные средства, способные навредить желудку;
  • Эрозивный. Образуется после попадания в организм химических веществ – кислот или щелочей;
  • Флегмонозный — воспалительный процесс в желудке, чаще с гноем. Его может спровоцировать наличие в организме инородных предметов;
  • Фибринозный гастрит встречается очень редко. Вызвать его появление может процесс заражения крови.
  1. Хроническая форма. Запущенное лечение острой формы гастрита может перерасти в хроническую.

Причины гастрита

Основные факторы, которые влияют на возникновение заболевания:

• Helicobacter pylori. Интересен тот факт, что данный класс бактерий стал известен не так давно. Открытие произошло лишь в 2005 году. В настоящее время медики четко знают, что в 85% случаев заболевания гастритом, причиной оказывается именно бактерия Helicobacter;
  • Нарушение режима и качества питания. Воспалительные процессы может вызвать недоедание или чрезмерное употребление жирной и острой пищи;
  • Алкоголь;
  • Лекарственные средства при их частом применении могут воспрепятствовать нормальной работе желудка и привести к воспалению слизистой;
  • Глисты.

Симптомы язвы желудка

Как проявляется язва желудка? Главным образом, первыми признаками язвенной болезни желудка являются боли в верхней части живота, особенно они обостряются в ночной период, после приема алкоголя или острой пищи, при физических нагрузках, при больших промежутках между едой. Интересен тот момент, что при съедании чего-нибудь, боль часто утихает или исчезает вообще.

Другие признаки и симптомы язвы желудка

• Изжога, особенно часто проявляется через два-три часа после приема пищи;
  • Кислая отрыжка, иногда с неконтролируемым забросом желудочного сока с мелкими частичками пищи в ротовую полость;
  • Тошнота, иногда с рвотой;
  • Метеоризм (вздутие живота);
  • Запоры;
  • Тяжесть в животе после еды;
  • Повышенное чувство аппетита, и в то же самое время быстрое насыщение пищей;
  • Налет на языке;
  • Повышенная потливость ладоней.
  • Боль при надавливании на эпигастральную область (область между ребрами, в центре живота, на 2/3 выше пупка).

Возможные боли при язвенной болезни желудка: в правом подреберье, в области сердца, в поясничной области, в правой подвздошной области, эпигастральной области.

Важно! Иногда, в 25–28% случаев язвенная болезнь желудка может развиваться без внешних проявлений, симптомов, а не своевременная медицинская помощь приводит к смерти больного!

Осложнения язвы желудка

Язва желудка иногда приводит к опасным для жизни человека осложнениям:

Пенетрация. Патологический процесс разрушения стенки желудка, после которого атака распространяется на ближайшие с желудком органы – поджелудочную железу, желчный пузырь, печень, кишечник. При этом у больного поднимается температура тела (до 40-41°С), проявляются острые боли, в крови увеличивается уровень альфа-амилазы.

Перфорация желудка. Содержимое желудка, вместе с кислотой попадают в брюшную область. Больной ощущает сильные боли в области живота, у него присутствуют признаки интоксикации организма, общая слабость. Может развиться перитонит, болевой шок.

Острый деструктивный панкреатит. Развивается при воздействии на поджелудочную железу соляной кислоты поврежденного желудка.

Кровотечения желудка. Это является частой причиной летального исхода при язве желудка. У пациента появляется сильная рвота, черный стул, одышка, тахикардия, понижается артериальное давление, повышается потоотделение, при этом больной теряет кровь.

Малигназия. Характеризуется стремительным снижением веса больного, рвотой, лихорадкой, отсутствием аппетита. Со временем, малигназия может перерасти в рак желудка.

Стеноз привратника. Патологическое состояние, при котором пища начинает застаиваться в желудке.

Применять с осторожностью

Авторы перечисленных работ напоминают о необходимости применять минимально эффективную дозу этих лекарств, используя их только по утвержденным показаниям. Профессор кафедры поликлинической терапии Сеченовского университета, гастроэнтеролог Алексей Буеверов сообщил «Известиям», что в случае инфицирования данные препараты действительно лучше не пить.

— Если у пациента идет активный инфекционный процесс, то от ИПП на этот период лучше отказаться. Еще в XIX веке в холерных лабораториях висела надпись «На пустой желудок не входить». Потому что пища — это стимулятор секреции кислоты. Если она подавлена, то через рот могут попасть различные патогены. Также это может повлиять на течение уже имеющегося заболевания, — подчеркнул эксперт.